УЧЕБНИКИ N74
Занимательная история
М.А.Субботина, И.Б.Горячева,
Л.М.Добролюбова и др.
Игры и занимательные задания по истории.
М.: Дрофа, 2003
Не секрет, что сегодня в большинстве
российских школ уроки истории воспринимаются
учениками как одни из самых скучных, нудных и
противных и сводятся в основном к бессмысленной
зубрежке дат, т.е. к тому, чем профессиональные
историки никогда не занимаются. Авторы нового
учебного пособия поставили перед собой
благородную задачу: сделать так, чтобы ученикам
на уроках истории стало интересно. И в целом с
этой задачей успешно справились. Книга состоит
из заданий, задач и тестов, призванных развивать
воображение и умение анализировать исторический
материал, выстраивать определенные логические
схемы исторических фактов и творчески их
осмысливать. Как подчеркивается в предисловии,
“тот, кто стремится учиться получше и знать
побольше, упрочит свои знания и приобретет новые.
Тот, кто любит поиграть, сможет это сделать, но с
несомненной пользой, постигая историю. Учитель
найдет что-то новое для уроков и конкурсов,
викторин и школьных вечеров. А многоуважаемые
родители, возможно, оторвутся на часок от
телевизора и поиграют вместе с детьми”. Цель
книги, охватывающей всю школьную программу как
по отечественной, так и по всеобщей истории, –
“пробудить интерес к истории, активизировать
мыслительную деятельность ребят, развить их
познавательные способности”.
Хорошо известные факты в заданиях предстают с
неожиданной стороны, часто требуют
нестандартного подхода. Например, нужно
определить, что обозначает то или иное название
или понятие, т.е. подобрать правильно пары из двух
столбцов на десяток-полтора слов в каждом. Иногда
предлагается разгадать ребус, криптограмму или
кроссворд, восстановить порядок перемешанных
букв или слов, а также подписи под рисунками.
Авторы книги полагают, что надо восстановить
справедливость “в отношении крылатых выражений,
которым школьная программа уделяет внимание
только при изучении истории древнего мира”.
Поэтому в сборнике представлены крылатые
выражения, связанные с историей средневековой
России и Европы, и объяснено их происхождение.
Кроме того, в книге есть русские народные
загадки, на материале тех или иных исторических
событий или быта Средневековья. Они выделены в
специальный раздел “Загадка – уму зарядка”.
Например, попробуйте угадать, что это такое:
“Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я все терплю
и всем добром плачу”. К числу оригинальных
заданий можно отнести “Пословицы в ребусах”,
головоломку “Речь перед боем”, конкурс на
лаконичную речь и многое другое. Порой
школьникам предлагается исправить
ошибки-анахронизмы в псевдоисторических
текстах. Например, могло ли в петровских
“Ведомостях” в 1708 году быть объявление о том,
что “уральский казак, вор и богоотступник Ивашка
Булавин умыслил во украинских городах и в
сибирских казаках учинить бунт”? Для имитации
достоверности стоило бы дать этот текст в
дореволюционной орфографии. Замечу, что по
такому же принципу, как образ мифического Ивашки
Булавина, создаются обычно художественные
образы в исторических романах. А вот учащимся
предлагается угадать, портрет какого русского
писателя перед ними: “…Прямая, бодрая не по
летам осанка, окладистая борода, широкий нос,
нависшие над глазами брови, удивительные по
своей живости и проницательные глаза.
Разговаривая, не морщился, не проявлял
неудовольствия в лице и не жестикулировал
руками. Он ничего не делал возбужденно, а во всем
держал себя тихо и степенно. Любил опрятность,
чистоту, элегантность, но не щегольство”. Думаю,
даже не всякий профессиональный литературовед
догадается, кого запечатлело это описание.
Интересно также следующее задание: “О ком идет
речь? Незадолго до смерти первая императрица
назначила его своим преемником; Меншиков перевез
его в свой дом, намереваясь женить на своей
дочери Марии; его любимым занятием была охота; он
скончался на 15-м году жизни, на третьем году
царствования, в день, когда должна была
состояться его свадьба”. Несмотря на кажущуюся
сложность и нарочитую избыточность помещенной в
задании информации, для ответа на вопрос, о каком
монархе идет речь, вполне хватит школьного
учебника.
Замечу, что ответы к заданиям размещены не очень
удачно. Они все вынесены в конец книги и при этом
разделены по разделам и названиям заданий.
Поэтому искать ответ очень трудно. Лучше было бы
присвоить всем заданиям единую нумерацию, как
это обычно делается в задачниках и сборниках
упражнений. Тогда бы с поисками ответов никаких
проблем не было.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|