Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Борис СОКОЛОВ

Занимательная история

М.А.Субботина, И.Б.Горячева, Л.М.Добролюбова и др.

М.А.Субботина, И.Б.Горячева, Л.М.Добролюбова и др.
Игры и занимательные задания по истории.
М.: Дрофа, 2003

Не секрет, что сегодня в большинстве российских школ уроки истории воспринимаются учениками как одни из самых скучных, нудных и противных и сводятся в основном к бессмысленной зубрежке дат, т.е. к тому, чем профессиональные историки никогда не занимаются. Авторы нового учебного пособия поставили перед собой благородную задачу: сделать так, чтобы ученикам на уроках истории стало интересно. И в целом с этой задачей успешно справились. Книга состоит из заданий, задач и тестов, призванных развивать воображение и умение анализировать исторический материал, выстраивать определенные логические схемы исторических фактов и творчески их осмысливать. Как подчеркивается в предисловии, “тот, кто стремится учиться получше и знать побольше, упрочит свои знания и приобретет новые. Тот, кто любит поиграть, сможет это сделать, но с несомненной пользой, постигая историю. Учитель найдет что-то новое для уроков и конкурсов, викторин и школьных вечеров. А многоуважаемые родители, возможно, оторвутся на часок от телевизора и поиграют вместе с детьми”. Цель книги, охватывающей всю школьную программу как по отечественной, так и по всеобщей истории, – “пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность ребят, развить их познавательные способности”.
Хорошо известные факты в заданиях предстают с неожиданной стороны, часто требуют нестандартного подхода. Например, нужно определить, что обозначает то или иное название или понятие, т.е. подобрать правильно пары из двух столбцов на десяток-полтора слов в каждом. Иногда предлагается разгадать ребус, криптограмму или кроссворд, восстановить порядок перемешанных букв или слов, а также подписи под рисунками. Авторы книги полагают, что надо восстановить справедливость “в отношении крылатых выражений, которым школьная программа уделяет внимание только при изучении истории древнего мира”. Поэтому в сборнике представлены крылатые выражения, связанные с историей средневековой России и Европы, и объяснено их происхождение.
Кроме того, в книге есть русские народные загадки, на материале тех или иных исторических событий или быта Средневековья. Они выделены в специальный раздел “Загадка – уму зарядка”. Например, попробуйте угадать, что это такое: “Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я все терплю и всем добром плачу”. К числу оригинальных заданий можно отнести “Пословицы в ребусах”, головоломку “Речь перед боем”, конкурс на лаконичную речь и многое другое. Порой школьникам предлагается исправить ошибки-анахронизмы в псевдоисторических текстах. Например, могло ли в петровских “Ведомостях” в 1708 году быть объявление о том, что “уральский казак, вор и богоотступник Ивашка Булавин умыслил во украинских городах и в сибирских казаках учинить бунт”? Для имитации достоверности стоило бы дать этот текст в дореволюционной орфографии. Замечу, что по такому же принципу, как образ мифического Ивашки Булавина, создаются обычно художественные образы в исторических романах. А вот учащимся предлагается угадать, портрет какого русского писателя перед ними: “…Прямая, бодрая не по летам осанка, окладистая борода, широкий нос, нависшие над глазами брови, удивительные по своей живости и проницательные глаза. Разговаривая, не морщился, не проявлял неудовольствия в лице и не жестикулировал руками. Он ничего не делал возбужденно, а во всем держал себя тихо и степенно. Любил опрятность, чистоту, элегантность, но не щегольство”. Думаю, даже не всякий профессиональный литературовед догадается, кого запечатлело это описание. Интересно также следующее задание: “О ком идет речь? Незадолго до смерти первая императрица назначила его своим преемником; Меншиков перевез его в свой дом, намереваясь женить на своей дочери Марии; его любимым занятием была охота; он скончался на 15-м году жизни, на третьем году царствования, в день, когда должна была состояться его свадьба”. Несмотря на кажущуюся сложность и нарочитую избыточность помещенной в задании информации, для ответа на вопрос, о каком монархе идет речь, вполне хватит школьного учебника.
Замечу, что ответы к заданиям размещены не очень удачно. Они все вынесены в конец книги и при этом разделены по разделам и названиям заданий. Поэтому искать ответ очень трудно. Лучше было бы присвоить всем заданиям единую нумерацию, как это обычно делается в задачниках и сборниках упражнений. Тогда бы с поисками ответов никаких проблем не было.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru