УЧЕБНИКИ N74
От первого лица
Елена Силина, учитель-дефектолог
высшей категории (Ивановская область, Вичужский
район, деревня Хреново, школа-интернат V вида
(речевая патология):
– Как коррекционная наша школа работает более 20
лет. Раньше это был массовый интернат, здесь я
училась первые четыре года, так что для меня это
родные стены. Сейчас в интернате учатся около 180
детей. У всех диагноз – речевая патология и
задержка психического развития. Половина наших
воспитанников – это дети-сироты.
Почти все дисциплины мы преподаем по учебникам
массовой школы – для нас учебники никто не пишет,
их просто нет. Недавно в область поступил
комплект по произношению для 1 класса, на две
школы – 10 учебников. Естественно, что пяти книг
для продуктивной работы на логопедических
уроках явно не достаточно.
Наравне с коррекцией мы уделяем большое внимание
и воспитательной работе. Наши дети очень сложные
по поведению, к нам они нередко попадают из
ночлежек. Поэтому на семинаре я приобрела книги
не только по специальным предметам, но и по
воспитательной работе. Ведь я как учитель
заинтересована в том, чтобы воспитатели в моем
классе работали эффективно.
Если говорить о книгах, которые здесь были
представлены, то мне особенно понравились
учебники по произношению и ОБЖ… Также я купила
книгу по народной культуре. Важно, что в ней
обычаи и фольклор даны в тесной взаимосвязи с
методиками развития ручной умелости. Мы давно
хотим, чтобы у нас появился этот предмет, и
попробуем ввести его с первого класса в качестве
предмета по выбору школы уже в следующем году.
Надеемся, что эта книга поможет нам подготовить
соответствующие кадры.
В нашей школе дети учатся до 10 класса и проходят
программу основной школы (9 классов), некоторые
оканчивают школу в 16–18 лет. Дети к нам поступают
запущенные, в 8–9 лет совершенно неготовые к
школе, поэтому приходится их брать не в 3, а в 1
класс. Такие ребята у нас начальную школу
проходят по специальной программе, а
впоследствии их могут перевести через класс,
например, из 5 в 7, или половину года они проучатся
в 5 классе, половину – в 6. Невозможно в интернате
держать таких детей старше 18 лет. Мальчиков мы
стараемся проучить до армии.
Напомню, что основной диагноз наших детей –
общее недоразвитие речи на фоне задержки
психического развития. У тех, кто поступает в 1
класс, не сформирована связная речь, нарушен
лексико-грамматический строй, им очень сложно
даются чтение и письмо. Этих ребят совершенно не
готовили в семье плюс речевая патология, которая,
наверное, все-таки является органической, а не
приобретенной, плюс задержка развития высших
психических функций – внимания, памяти,
мышления. Поэтому первое время приходится
работать не столько над речью, сколько над
психологической базой речи – над формированием
устойчивого внимания, логического мышления и
всех видов памяти, иначе наши дети просто не
смогут обучаться.
Первый класс вообще очень тяжелый. Лет восемь
назад у нас был случай, когда ребята из детского
дома в первый же день искусали учительницу. Она
потом ходила вся в синяках, а для них это было
проявление нежности. Потом контакт, конечно,
наладился, и девушка осталась, очень успешно
работает, больше такого не повторялось. Видимо,
этих ребят “не очень хорошо” подготовили в
детском доме.
Иногда поступают совершенно безречевые дети, но
с сохранным интеллектом. Они проходят
медико-педагогическую комиссию, и уже она
направляет детей или к нам, или в школу VIII вида.
Раньше в нашем интернате было две отдельных
параллели: с речевыми проблемами и с задержкой
психического развития. Сейчас, видимо, из-за
сокращения финансирования оставили только
группу с общим недоразвитием речи. Но дети с
задержкой психического развития к нам, конечно,
попадают, так как нарушение речи – это явный
признак для обеих патологий. Затем с ребенком
занимается логопед и выясняет, что первично –
речь или задержка психического развития.
Сотрудникам интерната удается весьма успешно
лечить и обучать наших детей. В прошлом выпуске с
1 по 4 класс прошли 16 ребят, из них в нашей школе
продолжают учиться только двое, остальные
перешли в массовые школы. У нас эти ребята
учились 5 лет: с подготовительного по 4 класс.
Конечно, отличников и медалистов среди них нет,
но с программой они справляются. Одному мальчику
даже предложили 10–11 класс, значит, его знания
вполне соответствуют уровню массовой школы.
В 1990 г. я закончила отделение логопедии
дефектологического факультета Московского
государственного педагогического университета
им. Ленина. Если учитывать все семинары и курсы
повышения квалификации, то почти половина
педагогического состава нашей школы имеет
дефектологическое образование, но очное высшее
только у меня.
Оксана Емельянова, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, преподаватель
русского языка и чтения (Ивановская область, г.
Кохма, специальная школа-интернат VIII вида):
– В нашем интернате обучаются ребята из Кохмы и
Ивановского района – всего 112 детей (один ученик
надомник), 9 классов. Постоянно в интернате
проживают только социальные сироты, неместные на
выходные уезжают домой. В Кохме – две
специальные школы-интерната (VI и VIII вида) и четыре
общеобразовательных. Всего в Ивановской области
около 30 коррекционных школ.
В нашем интернате работают около 30
преподавателей и воспитателей. В основном
специалисты с дефектологическим образованием.
Большинство из них закончили дефектологические
курсы при Институте усовершенствования в
Иванове. Раз в три года мы проходим курсы по
дефектологии. А специалист-дефектолог с высшим
образованием только один. Сотрудников-мужчин
немного: преподаватели географии, биологии,
труда и рабочие. Мужчины к нам не идут, потому что
зарплаты небольшие и дополнительных часов мы
тоже не можем предоставить.
Честно говоря, у нас кругом одни проблемы: с
учебниками, слабое освещение, старая мебель.
Начальная школа занимается по учебникам
специальной школы, но очень старым, в этом году
пришло небольшое количество новых учебников по
истории, в декабре получили учебники
природоведения, для 6 класса есть книги по
географии и биологии. По обществоведению
учебников нет вообще, и учителя 8–9 классов сами
готовятся к урокам. Очень надеюсь, что управление
образования выделит нам деньги и мы сможем
заказать новые учебники, которые были
представлены на этом семинаре…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|