Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

От первого лица

Елена Силина, учитель-дефектолог высшей категории (Ивановская область, Вичужский район, деревня Хреново, школа-интернат V вида (речевая патология):
– Как коррекционная наша школа работает более 20 лет. Раньше это был массовый интернат, здесь я училась первые четыре года, так что для меня это родные стены. Сейчас в интернате учатся около 180 детей. У всех диагноз – речевая патология и задержка психического развития. Половина наших воспитанников – это дети-сироты.
Почти все дисциплины мы преподаем по учебникам массовой школы – для нас учебники никто не пишет, их просто нет. Недавно в область поступил комплект по произношению для 1 класса, на две школы – 10 учебников. Естественно, что пяти книг для продуктивной работы на логопедических уроках явно не достаточно.
Наравне с коррекцией мы уделяем большое внимание и воспитательной работе. Наши дети очень сложные по поведению, к нам они нередко попадают из ночлежек. Поэтому на семинаре я приобрела книги не только по специальным предметам, но и по воспитательной работе. Ведь я как учитель заинтересована в том, чтобы воспитатели в моем классе работали эффективно.
Если говорить о книгах, которые здесь были представлены, то мне особенно понравились учебники по произношению и ОБЖ… Также я купила книгу по народной культуре. Важно, что в ней обычаи и фольклор даны в тесной взаимосвязи с методиками развития ручной умелости. Мы давно хотим, чтобы у нас появился этот предмет, и попробуем ввести его с первого класса в качестве предмета по выбору школы уже в следующем году. Надеемся, что эта книга поможет нам подготовить соответствующие кадры.
В нашей школе дети учатся до 10 класса и проходят программу основной школы (9 классов), некоторые оканчивают школу в 16–18 лет. Дети к нам поступают запущенные, в 8–9 лет совершенно неготовые к школе, поэтому приходится их брать не в 3, а в 1 класс. Такие ребята у нас начальную школу проходят по специальной программе, а впоследствии их могут перевести через класс, например, из 5 в 7, или половину года они проучатся в 5 классе, половину – в 6. Невозможно в интернате держать таких детей старше 18 лет. Мальчиков мы стараемся проучить до армии.
Напомню, что основной диагноз наших детей – общее недоразвитие речи на фоне задержки психического развития. У тех, кто поступает в 1 класс, не сформирована связная речь, нарушен лексико-грамматический строй, им очень сложно даются чтение и письмо. Этих ребят совершенно не готовили в семье плюс речевая патология, которая, наверное, все-таки является органической, а не приобретенной, плюс задержка развития высших психических функций – внимания, памяти, мышления. Поэтому первое время приходится работать не столько над речью, сколько над психологической базой речи – над формированием устойчивого внимания, логического мышления и всех видов памяти, иначе наши дети просто не смогут обучаться.
Первый класс вообще очень тяжелый. Лет восемь назад у нас был случай, когда ребята из детского дома в первый же день искусали учительницу. Она потом ходила вся в синяках, а для них это было проявление нежности. Потом контакт, конечно, наладился, и девушка осталась, очень успешно работает, больше такого не повторялось. Видимо, этих ребят “не очень хорошо” подготовили в детском доме.
Иногда поступают совершенно безречевые дети, но с сохранным интеллектом. Они проходят медико-педагогическую комиссию, и уже она направляет детей или к нам, или в школу VIII вида.
Раньше в нашем интернате было две отдельных параллели: с речевыми проблемами и с задержкой психического развития. Сейчас, видимо, из-за сокращения финансирования оставили только группу с общим недоразвитием речи. Но дети с задержкой психического развития к нам, конечно, попадают, так как нарушение речи – это явный признак для обеих патологий. Затем с ребенком занимается логопед и выясняет, что первично – речь или задержка психического развития.
Сотрудникам интерната удается весьма успешно лечить и обучать наших детей. В прошлом выпуске с 1 по 4 класс прошли 16 ребят, из них в нашей школе продолжают учиться только двое, остальные перешли в массовые школы. У нас эти ребята учились 5 лет: с подготовительного по 4 класс. Конечно, отличников и медалистов среди них нет, но с программой они справляются. Одному мальчику даже предложили 10–11 класс, значит, его знания вполне соответствуют уровню массовой школы.
В 1990 г. я закончила отделение логопедии дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета им. Ленина. Если учитывать все семинары и курсы повышения квалификации, то почти половина педагогического состава нашей школы имеет дефектологическое образование, но очное высшее только у меня.


Оксана Емельянова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель русского языка и чтения (Ивановская область, г. Кохма, специальная школа-интернат VIII вида):
– В нашем интернате обучаются ребята из Кохмы и Ивановского района – всего 112 детей (один ученик надомник), 9 классов. Постоянно в интернате проживают только социальные сироты, неместные на выходные уезжают домой. В Кохме – две специальные школы-интерната (VI и VIII вида) и четыре общеобразовательных. Всего в Ивановской области около 30 коррекционных школ.
В нашем интернате работают около 30 преподавателей и воспитателей. В основном специалисты с дефектологическим образованием. Большинство из них закончили дефектологические курсы при Институте усовершенствования в Иванове. Раз в три года мы проходим курсы по дефектологии. А специалист-дефектолог с высшим образованием только один. Сотрудников-мужчин немного: преподаватели географии, биологии, труда и рабочие. Мужчины к нам не идут, потому что зарплаты небольшие и дополнительных часов мы тоже не можем предоставить.
Честно говоря, у нас кругом одни проблемы: с учебниками, слабое освещение, старая мебель. Начальная школа занимается по учебникам специальной школы, но очень старым, в этом году пришло небольшое количество новых учебников по истории, в декабре получили учебники природоведения, для 6 класса есть книги по географии и биологии. По обществоведению учебников нет вообще, и учителя 8–9 классов сами готовятся к урокам. Очень надеюсь, что управление образования выделит нам деньги и мы сможем заказать новые учебники, которые были представлены на этом семинаре…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru