УЧЕБНИКИ N74
Общество и культура
Энциклопедия для детей “Аванта+”.
Т. 21. Общество. Ч. 2: Культуры мира.
М.: Аванта+, 2004
Вышла вторая часть тома «Общество»
«Энциклопедии для детей». Он посвящен культурам
мира. Данный том будет полезен как на уроках
мировой художественной культуры, так и на
занятиях по истории и обществоведению. Как
отмечается во введении к тому, «культура –
совокупность образов, ценностей, идей. Она –
попытка ответить на главные вопросы бытия: о
смысле жизни, о сущности смерти, о способах
познания мира, об устройстве мироздания, о
сущности красоты, о добре и зле. О желательности
равенства или неравенства, о социальной
справедливости, о труде и богатстве, о сущности
государства, о взаимоотношениях личности и
общества. В зависимости от того, каковы ответы,
различаются представления людей о том, как
следует вести себя и к чему стремиться в жизни.
«Культура предписывает людям нормы морали,
модели поведения, социальные институты». Такое
широкое определение включает в себя и религию, и
философию, и мораль, и право, и политологию.
Поэтому несколько странно звучит утверждение в
одном из очерков, что «религия не может быть
сведена к числу культурных ценностей». Авторы
тома придерживаются позиций культурного
релятивизма, справедливо полагая, что «то, что
представляется бесспорным в одной культуре,
может быть абсолютно неприемлемо для другой».
Структура тома исходит из представления о
разделении мировой культуры на 8 эпох: Китай,
Индия, Античность, Арабская цивилизация,
Средневековье, Возрождение, Реформация и Новое
время. Практически в соответствующих разделах
речь идет не только о культурных достижениях, но
и о социальной истории соответствующих стран и
народов. По мнению авторов тома, «каждая
человеческая жизнь – нить, вплетенная в гобелен
культуры. А история культуры включает в себя все
жизни всех живших когда-либо людей».
Бросается в глаза, что в томе нет специального
раздела о русской культуре. По логике она должна
была бы войти в раздел о культурах Нового
времени, которые начинаются с XVIII века. Вероятно,
культуре России будет посвящен отдельный том. Но,
вероятно, и в общем томе о культуре стоило бы
посвятить отечественной культуре хотя бы пару
страниц.
В томе сделана попытка порассуждать, какими
будут культура и общество будущего. Как
представляется авторам, такое общество будет
представлять собой федерацию (союз) небольших
общин, «связанных между собой крупными
совместными проектами: промышленными
предприятиями, транспортными системами и т. д.».
Этакий анархо-синдикалистский идеал с
предприятиями, управляемыми трудовыми
коллективами, с человечеством, живущим по
принципу «Только то заслуживает быть
произведенным, что ни для кого не является
привилегией и никого не унижает. Мы согласны
иметь меньше благ, потому что в обществе без
привилегий не будет бедных». Трудовое
самоуправление, помнится, было в Югославии при
Тито и ничем хорошим не кончилось. А в экономике,
где достигнуто равенство, нет стимула к развитию
в виде большего дохода и привилегий, а других
стимулов для общества в целом (а не отдельных
социальных или религиозных групп) до сих пор не
придумали. Хотя авторы тома разделяют точку
зрения ряда западных историков и политологов,
полагающих, что «индивидуализму рынка и
бюрократии государства надо противопоставить
подлинную социальность». Отмечу, что том
отличается некоторой эклектичностью, что
неизбежно, поскольку культура – это слишком
всеобъемлющее понятие, чтобы можно было
соединить в единое целое различные элементы так,
чтобы их определения и интерпретации не
противоречили друг другу.
К тому приложен CD-диск, на котором помещены
избранные статьи о культурах Китая, Индии,
Эллады, Ислама и Европы, полные тексты некоторых
классических трудов по истории культуры, а также
8 коллекций репродукций художественных полотен и
скульптур – замечу, чрезвычайно целомудренных.
Данное электронное приложение значительно
расширяет возможности знакомства учащихся с
шедеврами мировой культуры, многие из которых,
разумеется, не могли попасть в книжную версию
тома из-за ограниченности объема. Среди
сочинений, представленных на диске, – труды
С.Ф.Ольденбурга о культуре Индии, Ф.Ф.Зелинского о
культуре античной Греции, В.С.Соловьева об упадке
религиозного мировоззрения, А.К.Дживиллегова о
культуре итальянского Возрождения и биографии
реформаторов Мартина Лютера и Жана Кальвина,
написанные Б.Д.Порозовской.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|