УЧЕБНИКИ N74
Вся школьная история в обзорах
Школьное обозрение.
Бюллетень учебного книгоиздания
№ 1, 2004
|
Школьное обозрение.
Бюллетень учебного книгоиздания
№ 2, 2004
|
Последние номера журнала
“Школьное обозрение” посвящены горячо
обсуждаемой в последнее время теме – истории в
школе. Зарубежная и отечественная история в
рубрике “Вокруг предмета” рассматривается в
традиционном для этого журнала контексте – с
точки зрения учебно-методического обеспечения
учебного процесса. Как всегда, помещены полные
обзоры всех грифованных учебников по выбранному
на этот раз предмету: “Ключи к мировой истории”
Александра Боева (об учебниках зарубежной
истории) и “Скромное обаяние традиционализма”
Тамары Эйдельман (обзор учебников отечественной
истории). Оправданно отдельное обсуждение
учебников для старшей школы – учебников
“второго концентра”. Обзор Сергея Соловьева “В
тисках концентра” дает взвешенную и
одновременно критическую оценку существующего
массива учебных пособий для старшей школы: всего
два учебника – по истории России под ред.
Н.Н.Павленко и новейшей истории Л.Н.Алексашкиной
– оцениваются автором как удовлетворяющие
учебным задачам современной школы. Надо сказать,
что комментарии экспертов Федерального
экспертного совета МО по учебной литературе,
всегда сопровождающие обзоры “Школьного
обозрения” (на этот раз обзоры сопровождаются
комментарием директора Центра по изучению
российской культуры РАН Александра Голубева),
оценку учебников для старшей школы подтверждают.
Низкое качество учебников для этой ступени
образования – еще один аргумент против
концентрической системы обучения.
Весьма ценным представляется серия обзоров
мультимедиа-продуктов и интернет-ресурсов по
всеобщей и отечественной истории: четыре
материала (“Под звуки скифской арфы”, “Без
пыли”, “И факты, и интерпретации”, “Наше
виртуальное прошлое”) подготовлены методистом
Федерации Интернет Образования Александром
Драхлером. Систематизацию учебных материалов на
бумажных и электронных носителях по разным
предметам, предпринимаемую журналом уже на
протяжении двух лет, можно оценить как весьма
качественную и, пожалуй, не имеющую аналогов.
Очень актуальный материал – “Новые знания –
старые умения” Михаила Пономарева посвящен
изменениям, которые предусматривают в
историческом образовании недавно принятый
государственный стандарт по истории и примерная
учебная программа по этому предмету. По
заявлению руководителя разработчиков стандарта
по истории (именно он является автором статьи),
основная проблема нового образовательного
документа состоит в том, что при сохранении
фактического материала предлагаются новые
требования к выпускникам, выполнение которых в
условиях перегрузки содержания учебного
материала оказывается просто невозможно.
Рубрика “Госполитика” двух последних журналов
содержит аналитические материалы по двум
большим блокам: здоровье детей (“ШО”, № 1, 2004) и
образовательный кодекс (“ШО”, № 2, 2004). Как
всегда, материалы представлены в виде
“панельной дискуссии” – с учетом различных
мнений и критикой разных точек зрения по
проблеме. Чрезвычайно важным для
педагога-практика является приводимый
аннотированный список лучших современных книг о
детском здоровье. Безусловной практической
значимостью обладают и традиционные для журнала
портреты из “Типологии двоечников”, не только
прекрасно написанные, но и предлагающие
эффективные ключи для работы с “трудными”.
Журнал продолжает публиковать аннотированный
список учебной литературы, получившей гриф
Министерства образования и науки за два
последних месяца, из которого можно не только
узнать о самых свежих новинках, что вот-вот
появятся на прилавках, но и следить за
изменениями рыночной конъюнктуры в учебном
книгоиздании. Этот список наиболее адекватно
отражает тематику, направления и приоритеты
современного рынка учебной литературы для школ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|