ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Борис ЛУРЬЕ,
Перевод с английского Алексея ДАЕНА.
Вечер в Нью-Йорке
…Мы потели и упивались в бруклинском
ресторане “Daan-tcing – Золотой Дворец” на
Кони-Айланд. В наших глазах под тяжелым
кондиционированным воздухом тускло отражалась
меланхолия, оптом импортированная диссидентами
и иммигрантами из Советского Союза.
Мы сидели и пили, как когда-то в “Римском
подвале” в Старой Риге, основанной
крестоносцами в 1201 году. Гостиница, в которой
находился тот римский погреб, была уничтожена в
1944-м опьяневшей советской ракетой незадолго до
победы над западными рыцарями-освободителями.
Когда-то, в 1940-м, мы, пятнадцатилетние мальчишки,
сидели в том подвале, зубрили Тору, записывали,
как правильно закусывать, чтобы не опьянеть... В
лучших русских традициях… Так Славянский
гигант, имя которому Водка, утрамбовывал
подростковые наши извилины...
Как же, черт возьми, бывшие “совки”, в своей
ностальгической меланхолии обретшие
“заокеанские свободы”, сумели найти друг друга
в этом искривленном “Золотом Дворце”? Возможно,
то была тяга рассовеченных обитателей
бабелевского гетто окунуться в ими же
придуманное буржуазное счастье, идея которого
родилась в закрашенных витринах американской
действительности? Как сложилась судьба тех
рижских парней, напивавшихся в 1940 году? Одни
растворились в войне, другие были спасены
немецкими коммунистами из мясорубки. Я выжил, но
житье осталось в преждеримском погребе 1940-го.
Я сижу в кругу мальчиков-победителей, рожденных
после Второй мировой. Одного из них (Сему) Америка
превратила в Сэма. Ему 34. Наши дни и месяцы
рождения совпадают. Сема, как и я, окончил рижскую
школу на улице Блаумана, но он – в 1964-м, а я должен
был в 1942-м (провалил экзамены в 41-м).
Я познакомился с Сэмом еще в 70-х, когда самым
популярным слоганом среди еврейских иммигрантов
времен “холодной войны” была фраза “Отпустите
наших!” (“Let My People Go!”). В те годы мой друг называл
себя Сэмом, Сэмми и даже не Семой, на кучерявой
распахнутой груди которого на толстой цепи ярко
блестела золотая звезда Давида. Возвышаясь,
немного покачиваясь в китчевых туфлях на
платформе, Сема напоминал гарлемского щеголя.
Сейчас он одевается консервативно, как еврейский
бизнесмен, и представляется не иначе как Соломон.
Сема был рожден сразу по окончании Второй
мировой, во время которой Румбула успел вырезать
почти все еврейское население Риги. Для чего он
был рожден в этой окровавленной Латвии? Чтобы
стать бродвейским малышом Сэмом? А что я, человек
поколением старше, чудом переживший резню
Румбулы, что же я сделал в этой жизни, чего я
достиг? Могу не без гордости сказать, что я
старался, продолжаю стараться. Я думаю, что Сэм
рассуждает так же.
Вокруг нас танцуют, извиваются самки в змеиной
грации. Выходцы из Советского Союза – помпезные,
полные важности – жрут и бухают за соседними
столами, что-то празднуют. Почти как мы,
заброшенные одинокие рижане. Женские тела
страдают, проходя тест на выносливость. Они
трясутся, дергаются и извиваются все быстрее и
сильнее – лишь бы на них обратили внимание. Они
подпевают кабацкому ансамблю “Пять Русских”…
Эсэсовская пальба, плач диско, крик в хоре
рок-н-ролльного блеянья забиваемых ягнят: “Кто
же мы, черт побери? Русские? Евреи? Неоамериканцы,
но с совковой кровью? Или новые израильтяне? Или
мы станем жертвой аборта следующего поколения?
Победители? Нью-йоркские тусовщики? Бездомные
космополиты? Или искатели дьявольской свободы?
Или предатели Страны Советов? Или нелепые,
смехотворные реинкарнированные царские
белогвардейцы, проданные и преданные во имя
потребительского интереса? Запятнанные
“красным” богобоязники? Или всего лишь
изнасилованные малым алкоголем людишки?
Выбравшие свободу святые мученики? Или
испытавшие гиммлеровские суперпытки совет-
ские жиды? Впрочем, не важно... сейчас не время...
кому не удастся... утонет в болоте! Это Америка.
Желаем вам счастливейшего из Дней Рождения,
прекрасные рижские Аполлоны!” – вот что нам
блеет аура этого морга.
Счет-приговор приносит милый кучерявый
ангельской внешности, по-русски открытый
мальчишка-официант. Ощущение, словно этот
мальчуган – сын русского крестьянина. Он похож
на сельских мальчиков, сидящих на заборе,
изображенных на картине Богданова-Бельского,
которая в далеком детстве висела на стене моего
дома в покойной Риге. Я всматриваюсь в его
по-детски святое нищенское личико, и мне
становится жаль его – паренька, обслужившего нас
и вынесшего нам жесткий финальный приговор на
тонких листках бумаги.
…Мы быстро приходим в себя за рулем нашей
желтокожей “тойоты”, направляющейся в
полуразрушенный, наполовину сгоревший Лоуер Ист
Сайд – район нижнего Манхэттена. В мою
мастерскую на 6-й улице, чудом сохранившуюся
среди руин. Ощущаю себя негром в покинутом
рижском еврейском гетто, залитом кровавым катком
после ноябрьско-декабрьских аукционов Румбулы.
Рижская братва кричит мне, что обязательно
отдаст долг в ближайшие дни. Но этого никогда не
произойдет. А пока... с 58-летием, прими сердечные
поздравления от всей Риги!
На стене моей бардачной концлагерно-нью-йоркской
мастерской – портрет застенчиво улыбающейся
молодой девочки по имени Люба. Она приветствует
меня: “С 58-летием, мой все еще любимый рижанин!
Облегчи свои даты и жизнь ради меня”. Она
смущенно поворачивает головку в сторону и,
наверное, краснеет, но черно-белые цвета старой
фотографии скрывают от меня ее зардевшийся
румянец на юных щеках. Люба навсегда останется
для меня 16-летней девочкой, уничтоженной в столь
юном возрасте. Ей всегда будет 16, как на этой
фотокарточке, в отличие от нас... Я всматриваюсь в
ее чистые, одухотворенные глаза и жаждущие
поцелуя полные губы. И отчетливо представляю
себе эти задыхающиеся, стонущие алые губы в тот
момент, когда 16-летняя Люба, нагая, уткнувшись
лицом в землю, лежит в рижской румбульской
яме-захоронении и шепчет: “Где ты, Боря, любимый?..
Хам! – не со мной...”
1982
Печатается в сокращении
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|