Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Ксения МИТРОХИНА

Энна Харта

Записки через пустыню

Это арабский базар. В огромном глинобитном городе, выросшем на границе жизни и смерти – воды и песка. На балконе второго этажа в горшке подрагивает остролистый куст. Под какофонию клаксонов и выкриков ветер из пустыни слева давно уже пытается спихнуть этот город к медленной реке, из которой он и вырос много лет назад. Здания ветшали и отмирали, и к ним лепились новые, все это подобно блеклому и мутному, но живому коралловому рифу. И жизнь – это арабский базар, пыльный и яркий, гортанный и липкий, который тысячей орущих щупальцев тащит тебя за рукав и за пояс, пытается закрутить, заманить, затащить тебя в тысячу и одну сторону. Тахин, куркума, лебды и хиджабы, связки чеснока, фалафель и финики, золото и индиго одежд и камней, масло алоэ от ран, сандал от ожогов, иланг для любовных утех. Каменные статуэтки с глиняной пустотой внутри, связки фальшивых монет на одеждах.
Здесь можно жить, если точно знаешь, чего ты хочешь, что тебе нужно, куда ты идешь. Тысяча и одна царская возможность, пиршество и нищета, почет и бесславие, выбирай и торгуйся, маши руками и показывай растопыренные пальцы, потому что наивно полагать, что ничем не платишь, выбирая дорогу, поворачивая голову, протягивая руки, откликаясь на зов. Почти безымянные голоса и руки, каждый жест и каждая возможность жаждут сбыться, воплотиться и зазвучать через тебя, каждая тропка жаждет прикосновения стопы, каждая дорога алкает следов, все они знают свою цену, и все яростно требуют от тебя большего. Не играй в благородство с барского плеча, тысяча призрачных джиннов будут ухмыляться тебе по ночам, тысяча торговцев физалисом и горшками будут тыкать пальцем в твою спину и кривляться, подмигивая соседям, так что улыбайся и показывай счет по пальцам, обучившись отличать нужное от лишнего. Каждая лавка ведет в одну сторону, за задним прилавком у грязноватого диванчика потайная брешь в серо-коричневой неровной стене ведет вперед, вперед на дорожку, которую ты выбрал, которая жаждет следов. Дует ветер с пустыни, дует ветер с реки, и ты делаешь шаг, возможно, навязанный зазывалой.
Хранитель двери облегченно вздыхает, швыряет в угол монеты и скидывает маскарадный костюм, ему повезло с тобой сегодня, ему, а не соседу.
Или нет, не слушай, это просто базар, рынок, как говорят на севере. Положи за щеку несколько теплых монет, замедли на площади и купи что-нибудь просто так: поддайся трем самым высоким зазывалам, или трем самым смуглым, или трем в голубых галабелях, а не в серых или в желтых, купи что-нибудь в трех лавках, брось в торбу бессмысленную добычу, донеси ее прозрачной походкой сквозь водоносов, цирюльников, попрошаек, мрачных бедуинов со стопками веревочных ковриков, между горами апельсинов, тесьмы, лука и медово-мушиных жарких сладостей до балкона на втором этаже, разложи на низком столике и рассказывай историю. Каждые три предмета на черном резном столике или на пыльной земле, собравшись вместе, имеют свою историю, о сочинитель.

* * *

Имеют свою историю. Эти тексты, страницы, по которым ровными строчками вывязана и выкручена в слова тонкая черная шагреневая паркина нить – каждый делает с ней что может. Я не могу складывать слова, когда мне не больно; ты можешь складывать слова, когда тебе не больно; он может не складывать слова (ему это на фиг не надо), она не может, когда ей больно. Так спрягается нить, ничего тут не.
Приятель из Каирского университета, умница и эрудит, знаток касыд и газелей, записал мне свой новый мейл на бумажке – медленно выводил буквы таким падающим, детским и неуклюжим почерком. Слева направо, против шерсти своей культуры, против прибоя, против волны. Какой торжествующей чеканной рябью – со вздохами изгибов и замирающими падениями, с нотными брызгами точек над вязью – струилась нить две минуты назад… Он писал по-арабски – в другую сторону. Так что будь внимателен, о сочинитель, потому что порядок, в котором выложишь эти три предмета, сразу обретает судьбу – и диктует ее руке единственным образом.
В нашем полушарии с откушенным справа полумесяцем вода утекает из ванны в небытие по часовой стрелке – совсем как время, совсем как жизнь, что, уходя, повинуется указанному направлению. Говорят, в Австралии вода уходит в другом направлении, получается, против шерсти времени, которое мы привыкли считать нашим. Я не возражаю, но вопрос: где же на экваторе то место, где вектор идет на попятную, и что именно там происходит? Вероятно, для этого стоит пройти Сахару сверху вниз с ванной, из которой непрерывно утекает вода, и оно будет найдено. Наверное, где-то там вся влага или все, что раскручивалось и разматывалось, спрягалось и указывало, делает сразу
у-уух – и можно ставить знак абзаца. В принципе с пожитками по пустыне не впервой, да и у-ух подобный не то чтобы большая новость, о джан.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru