Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Шарон КРОМВЕЛЬ
Перевод Ирины РАЗУМОВОЙ

Учитель быстрого реагирования

В Америке существует такая специальность – учитель-заместитель

Если ребенок заболел и не пришел в школу, проблемы возникают у ребенка. Если заболел учитель и не пришел на уроки, лихорадит всю школу. Беспризорные дети шляются по коридорам, шумят, срывая уроки всем классам. Оставшиеся на боевом посту педагоги вынуждены брать на себя дополнительную нагрузку, заменяя заболевших коллег. Работа эта, как правило, тяжелая и неблагодарная. Уроки замены редко бывают эффективны. И ребята не готовы сотрудничать с незнакомым преподавателем, и учитель не в состоянии вникать в проблемы чужого класса, чужой программы, тем более что и предмет иногда выпадает чужой. Математик приходит заменять заболевшего биолога, а физик – географа. Хорошо, если вся эта суматоха продолжается одну-две недели. А если человек заболел надолго?

В Соединенных Штатах Америки именно для таких случаев в каждом образовательном округе есть несколько учителей-заместителей, специалистов по разным предметам. Они не работают в какой-то конкретной школе, а как служба спасения, приезжают по вызову туда, где педагог заболел, уехал в командировку. Задача педагогов-заместителей – сделать качественную замену урока, а не просто заткнуть дыру.
Это работа непростая. К таким урокам бывает сложней приготовиться, чем к обычным. Поэтому в Америке ощущается острый дефицит подобных специалистов. Тому есть объективные причины. С одной стороны, рост заявок от школ. С другой – необходимость высокой квалификации учителя-заместителя. И это при том, что непредсказуемость ситуации (неизвестно, сколько уроков придется дать в месяц) существенно влияет на зарплату. Разные штаты по-разному решают проблему поиска кадров.
Во Флориде, к примеру, обратились за помощью к учителям-пенсионерам. Пожилым людям уже трудно работать регулярно, вести класс целый год, но огромный опыт позволяет легко находить общий язык с ребятами разного возраста, преподавать самые разные разделы курса. Пенсионеры не против время от времени возвращаться в школу как дорогие, желанные гости. А прибавка к пенсии даже в Америке не мешает.
В штате Нью-Йорк на замену, напротив, чаще выходят молодые педагоги. Это позволяет им набраться опыта, познакомиться с самыми разными школами, педагогическими системами. В Висконсине должность заместителя разрешено занимать даже студентам, еще не получившим диплома, но готовящимся к педагогической деятельности. Также охотно на эту работу идут учителя, которые по разным причинам долго не работали в школе. Например, мамы, несколько лет просидевшие дома с детьми. Им страшно выходить сразу на полную нагрузку, да и частичная занятость поначалу удобнее.
В Канзасе для лучших педагогов-заместителей учреждены специальные премии, проводятся праздничные встречи. А в обязанности администраторов школ входит радушный прием учителя, пришедшего на замену, небольшая экскурсия по зданию, чтобы новичок знал, где учительская, столовая, канцелярия. Словом, чтобы чувствовал себя как дома.
Конечно, все штаты регулярно повышают зарплату заместителям, считая это решающим моментом в вопросе поиска работников.
Все учителя-заместители обязательно проходят специальную программу переподготовки, где обучаются различным стратегиям обучения, ориентированным на разный возраст, разный уровень учеников. На занятиях обсуждаются способы поддержания дисциплины в классе и приемы выстраивания взаимоотношений с коллегами, методики “вхождения в класс”, выстраивания первых уроков.
Для того чтобы разработать такую программу, понадобился грант Национального фонда по развитию образования Ассоциации национального образования, а также помощь Академии профессионального развития и государственного департамента образования.
Вот несколько самых простых рекомендаций программы, адресованных как учителю, приходящему на замену, так и педагогу, временно передающему класс коллеге и заинтересованному в том, чтобы время не пропало даром.
Постарайтесь поговорить с основным учителем класса, чтобы собрать информацию о распорядке дня, о рабочих планах. Если нет возможности встретиться или хотя бы поговорить по телефону, все пожелания можно записать на аудиокассету. Известно, что писать на бумаге никто не любит.
Пусть основной учитель или администратор школы заранее предупредит ребят о появлении заместителя, расскажет, почему и на какой срок приходит новый человек, попросит детей отнестись к педагогу доброжелательно, поддержать его.
Администрация школы должна обеспечить временного сотрудника напечатанным расписанием занятий, планом всех школьных мероприятий, списком класса с указанием тех детей, которые нуждаются в особом внимании, а также планом здания, где будут указаны основные помещения, имена коллег, работающих в соседних кабинетах.
Заместитель ведет ежедневные записи о проведенных уроках, обо всех возникающих проблемах, чтобы основной учитель мог по возвращении понять, над чем работал класс в его отсутствие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru