Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Питер КРИСТОФЕР

Записки педагогического путешественника,

или Американец в российском образовательном пространстве

“Образовательный меридиан” обычно представляют зарубежные школы. Нам интересно понять, как они устроены, чем отличаются от наших, какие у них проблемы. Но сегодня – необычный жанр. Американец, умный молодой человек, интересующийся педагогикой, побывал в Москве и провел несколько дней в московских школах – инновационных и обычных. Свой опыт Питер Кристофер описал в письме и разослал своим знакомым. Так оно попало и к нам в редакцию. Иногда автор восхищается, иногда удивляется, порой критикует. Порой чувствует себя миссионером, спасителем. Насколько нам интересен взгляд со стороны? Есть ли в этом письме что-то такое, что поможет нам понять себя? Или это поверхностные впечатления молодого неопытного путешественника?

Не Наполеон

Это русское путешествие – лучшее из всего, что со мной было.
Пока путешествовал, читал “Войну и мир”, величайшую книгу в мире. Въезжая в Москву, как раз остановился на эпизоде въезда в столицу Наполеона. В день отъезда прочел, как французские войска оставляли город. Император пробыл в Москве дольше, чем я, но я – лучше. Вероятно, потому, что лучше выстраиваю взаимоотношения с окружающими людьми. И у меня нет желания покорять. Кстати, и дома меня встретили лучше, чем Наполеона во Франции.
Я съездил в Ясную Поляну, повидал чудесные места, но большую часть времени провел в школах. Сидел на уроках, говорил по-английски с ребятами, даже попреподавал немного сам американские танцы и песни. Много отвечал на вопросы, сам спрашивал о многом, говорил с людьми о жизни. Меня радушно встречали в школах, приглашали в гости.

Все в наших руках?

Да, российские школы несовершенны. Так же, как и американские. Самое печальное в России то, что многие ученики даже не задумываются над тем, как сделать свою жизнь такой, как хочется, как сделать свою школу, свою страну, свою планету такими, как им хочется. Они планируют лишь на шаг вперед, не больше, и склонны принимать как данность все, что с ними происходит. Это касается и педагогических экспериментов, в которые их втягивают учителя, и политических реалий, которые определяют их судьбу как народа. Многие взрослые здесь считают это нормальным. “Молодежь не интересуют подобные вопросы”, – говорят они. Ничего подобного, меня интересуют, моих друзей. И от активности взрослых немало зависит. А взрослые, учителя, родители, глубоко убеждены, что дети не способны принимать разумные решения, делать самостоятельный выбор, пока не наступит магическое состояние “зрелости”, кто-то думает, что это произойдет в 10 лет, кто-то – в 15, 20, 25… Но ведь личность созревает лишь выбирая, и чем раньше этот процесс начнется, тем больше шансов на успех.
К примеру, в одной из школ я поговорил с двумя пятиклассниками, которые обучаются по разным экспериментальным программам в параллельных классах. Когда в прошлом году педагогический коллектив предложил будущим пятиклассникам выбрать одну из программ, вместо детей решение приняли родители, и не все сочли нужным посоветоваться с детьми! Мне кажется, в Америке, тем более в инновационной школе, этого бы не случилось. И родители не стали бы брать на себя выбор, и дети не согласились бы столь покорно с волей родителей.

Конфликт – путь к пониманию

Еще один пример типично российского отношения к жизни – стремление избегать конфликтов любой ценой. Конфликт здесь воспринимают как нечто постыдное, нежелательное. Только начальство иногда позволяет себе открыто выразить недовольство. И недоразумение, недопонимание порой тянется годами. Я заметил подобную ситуацию в одной из школ. Но никто не хотел признаваться в этом и не хотел обсуждать со мной сложившуюся ситуацию.
Только в последний день моего пребывания в этой школе я смог поговорить об этом с директором. Я сказал: “Вы знаете, как руководить, и прекрасно управляете своим коллективом. Однако не всем сотрудникам понятны ваши решения. Они разделяют основополагающие идеи школы, но не всегда согласны с конкретными действиями администрации. Как может школа развиваться в таких условиях? Не будет ли лучше, если школа коллективно обсудит все варианты решения жизненно важных проблем? Чего вы боитесь? В худшем случае коллектив получит опыт открытого обсуждения противоречий. В лучшем случае все научатся грамотно и конструктивно решать конфликты. А это редкое умение не только в России, но и в мире”.

К хорошему быстро привыкаешь

В Москве меня поразила одна мысль. Когда я гостил в хороших школах, все казалось таким естественным и обычным. Естественно, что ученики и учителя проявляют друг к другу уважение и заботу. Естественно, что школа стремится улучшить образование, улучшить жизнь. Естественно, что в школе есть свои органы самоуправления. Естественно, что школа открыта для сотрудничества с другими школами, с городом, с университетами... Естественно, что ученики, учителя и директора школ понимают: самое главное в образовании не описывается никакими программами и не поддается формальному оцениванию. Естественно, что школа постоянно ищет новые пути и совершенствуется в процессе поиска. Естественно, что школа – уникальное творение всех ее граждан. И говорить тут не о чем. Но в один из дней я перешагнул незнакомый порог и попал в мир совершенно иной, традиционной, неподвижной школы. Я не хочу о ней рассказывать. Но это был полезный опыт. Потому что, когда оглядываешься назад, ужасаешься тому, что осталось в прошлом, и потом яснее видишь перспективу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru