Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД 

Елена ГОРФУНКЕЛЬ

Дефицит духа

Режиссура в театре становится прикладным ремеслом

“ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ”. ШУТ – АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ. ФОТО С.ИОНОВА

“ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ”.
ШУТ – АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ. ФОТО С.ИОНОВА

Театром можно назвать все, что одни люди (актеры, режиссеры) вживую показывают, а другие (зрители) вживую смотрят. В этом хаосе есть небольшая и наизначительная часть – ее Джордже Стрелер, великий итальянский режиссер, называл художественным театром. О нем и беспокоюсь.
Есть два привычных обозначения места работы в театре: художественный руководитель и главный режиссер. Сейчас в основном трудятся на почетных местах главные руководители, а художественных режиссеров еще надо поискать. Они тоже есть, но раскиданы, устроены. Произошло раздвоение профессии, с которой начинался театр ХХ века. Прежде он был и вождь, и отец родной. Он определял, как и чем жить театру. А ныне директор театра говорит: “Вот посмотрю, какую он выпустит премьеру, а там решу, брать его в главные или нет”. Слышала своими ушами. Директора взяли власть, режиссеры ее отдали.
Не тот режиссер пошел. Не хочет жить домком, хочет пастись на воле. Хочет имени, гонораров, свободы. Жить домком, то есть театром в целом, семейным образом, значит, отвечать за все в нем, а жить спектаклями, которые где хочу, там и ставлю – значит, быть независимым. Режиссеры, испробовавшие лямку главного, из бурлаков уходят. Актеры – сами по себе, режиссеры – сами по себе. Многие довольны. Узы не тяготят. Вместо одной-двух ролей в сезон можно сыграть двадцать, вместо максимум трех спектаклей в год можно поставить десяток.
Антреприза, словом. В прошлом на ней держался русский театр – вернее, половина театра. Другая, лучшая, держалась на постоянной труппе, с долгими лидерами, на домах, крепостях, обителях.
Винить в падении института главных режиссеров одних режиссеров несправедливо. Кого же? Власти никогда дела нет до театральных проблем, хотя эти проблемы возникают от малейшей непогоды во власти. Нет устойчивости в жизни – нет устойчивых структур в искусстве. Примеры великих – уже не примеры. Великие режиссеры за что-то там боролись, ходили “на ковры”. Различались по направлениям: театр – такого-то, театр – другого. Кто виноват, что все разрешено и ничего не оплачено? “Зарабатывайте сами”, – сказали театрам пятнадцать лет назад.
Появились режиссеры рыночной пробы. Нюхом чуют, за что зрители будут деньги нести: за бесстыдство. Запад их поддержит, а резолюция Запада (любого, далеко не лучшего сорта) – это скорый рост акций на родном рынке. Так рьяные новаторы изготавливают дешевки.
Появились режиссеры обслуживающего типа. Типа: срежиссируйте нам презентацию, выборы, бал у губернатора, открытие фирмы, фестиваль пива. Режиссура полумассовых или частных празднеств. Это – широкий поток, особенно в богатых городах, рядом с нефтью, сталью, цветными металлами.
Появились режиссеры-копиисты – “Умеем под кого хотите”.
Появились режиссеры из актеров. Хотя они и раньше появлялись (Станиславский, Ефремов, например), теперь это не штучный выход, а халява. Распознать, где режиссура, а где халтура, нетрудно, да овчинка выделки не стоит. Выглядит богато, имя – известное, для тихой жизни достаточно.
Проявились скрытые фонтаны режиссерского пустословия. Эрос да Космос под ручку.
Как только режиссеры отпустили вожжи, их подхватили драматурги. Повальное саморежиссирование драматургов, школы и центры создали иллюзию ренессанса драматургии. Тем более что простые режиссеры, хотя бы по образованию, упорно не видят новой драматургии и нещадно эксплуатируют классику. Ренессанса драматургии нет (это отдельный разговор), но без связи с новой драматургией режиссура еще более ослаблена.
Итак, старые театры доживают дни по старым правилам, для оздоровления приглашая на разовые постановки одиночку: режиссера-эгоиста, режиссера-любовника, режиссера-петиметра, режиссера-мученика (свежие разновидности талантов). Антрепризы и театрики “под имя”, то есть освященные участием и иногда руководством народного артиста СССР, никуда не ведут. Новые театры не получаются.
Вот общая картина театрального Петербурга. Гигантская машина Александрийского театра сдвинулась с помощью целых двух авторитетов, один из которых стал художественным руководителем, другой – главным режиссером (Валерий Фокин и Александр Галибин). Беспрецедентный супердубль. Результатов подождем. С БДТ имени Г.Товстоногова не спускают глаз в ожидании момента смены вех. Григорий Дитятковский, очередной претендент на замену Кирилла Лаврова (уставшего, но мужественно стоящего у кормила), поставил “Двенадцатую ночь”, и на него набросились с удовольствием: не устраивает! Кого? Театр, критику. Почему? Да потому, что не такая “Двенадцатая ночь”, какая устраивает, а такой, какая устраивает, нет и не будет. Ждали “Двенадцатой ночи” с предубеждением, опасением, ревностью, что же удивительного, что не поверили? Был бы на месте Дитятковского Товстоногов, он бы не ждал проверки, а повторил бы: “Запомните: я несъедобный”. Новые режиссеры – съедобны, в этом-то и ужас.
Балтийский дом – крыша и фестиваль, а не театр. Под крышей – мелкие театры, и это тоже нововведение: сожительство хищников и травоядных. В значительной степени в крышу превратился Театр имени Ленсовета. В Театре комедии – режиссура есть, но ее не замечаешь (театр возглавляет Татьяна Казакова). Театром на Литейном и Театром имени В.Комиссаржевской руководят не режиссеры (актер и драматург Александр Гетман, театровед Виктор Новиков). Такой способ управления выгоден, потому что никакой режиссерской диктатуры нет. Зато и целое не вырисовывается. В ТЮЗе – новый главный режиссер, чуть ли не пятый за последние пять лет, Григорий Козлов. Но он слишком занят как педагог и слишком самодостаточен, чтобы строить всякие детские республики.
Остается театр Европы, Малый драматический во главе с Львом Додиным. Главным режиссером Додин стал напоследок большой театральной эпохи, потому и успел в архаичные вожди, в “дом”, защищенный от разгрома, только и ему не удержать актеров на привязи, а “дом” – закрытым. Его премьеры и премьерши спокойно играют на чужих сценах.
Жизнь театра стала рациональной. Желающих по ночам готовить театральный переворот нету. Есть мастера, по ночам снимающиеся в очередных сериалах. Режиссеру остается разводить руками, ибо общей идеи, желания сплотиться под общим лозунгом он не имеет.
Говорят, это неизбежно. Новое время готовит новые формы, привыкнем и к потоку, антрепризе, бродвейским образцам. Но уже сейчас режиссеры всех поколений и приоритетов понимают, что все идет наперекосяк. Что молодые актеры держатся за театр, чтобы не забыть, что это такое, а кумиры прежних лет в полную силу ничего не делают, в лучшем случае их регулярно показывают, как в антрепризе “Приют комедиантов”, где над фасадом вывешен огромный групповой фотопортрет приходящих сюда заслуженных, народных и ждущих звания. Потому что появилась еще и режиссура организаторская, она приглашает гостей и собирает на них публику. Все.
А режиссура еще одной прочной петербургской “Антрепризы имени А.Миронова”? К актерам БДТ, которые играют на этой маленькой и вполне благополучной (почти по всем параметрам, кроме истинно художественных) сцене, испытываешь жалость. О, что было бы, если бы их в таком виде застал Диктатор! Иногда актеров БДТ увидишь в каком-нибудь кабаке, эротическом театре – там ведь своя режиссура.
Страшное последствие режиссерского века – имитация. Профессию, которая по своим возможностям, осуществленным в режиссуре Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда, Таирова, Товстоногова, Эфроса, Ефремова, Любимова, стала великой профессией искусства, творческой в высшем смысле, сделали суррогатной, профессией-ремеслом, профессией менеджмента.
Я знаю с десяток подлинных режиссеров – они и в столицах, и в провинции сеют вечное, несмотря ни на что. Вокруг них не всегда шум и успех, вокруг них чаще непонимание, зависть, а главное, куча соперников из глины, раскрашенных, как рыночные игрушки, с легионом поддержки, который не бесплатно выдает ярлыки и патенты на ноу-хау театра.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru