КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Бессонное окно поэта
Борис Слуцкий называл себя
гореприемником
“Золотые ребята сорок первого года”, –
скажет десятилетия спустя Сергей Наровчатов,
вспоминая друзей, многие из которых полегли на
полях Великой Отечественной, как звонкие птицы,
подстреленные на самом взлете.
Майор Слуцкий прошел всю войну – и отступая от
Москвы, и освобождая многострадальный,
переходивший из рук в руки родной Харьков, и с
присущими ему жадным интересом и энергией
участвуя в возрождении мирной жизни европейских
стран.
В ту пору он почти не писал, но, как сказано одним
из “золотых ребят”, пережитое запало в его душу,
а потом очнулось чрезвычайно бесстрашными
стихами о кровавой, часто неприглядной прозе
фронтовых лет.
Последнею усталостью устав,
Предсмертным равнодушием охвачен,
Большие руки вяло распластав,
Лежит солдат.
Есть у Слуцкого стихотворение о том, как
в детстве его учили музыке, а он не давался, будто
предчувствуя, “зная, что музыка моя совсем
другая… сопротивляясь музыке учебной и
повинуясь музыке другой”.
Эта иная музыка сурова, жестка и даже порой
жестока, вроде бы даже совсем не музыкальна. И
однако в ней есть свой ритм, своя неповторимая
интонация, подсказанная самой жизнью, – так,
например, встреченный в конце войны партизан из
бывших пленных своим рассказом задал тон
стихотворению “Кельнская яма”: Он говорил
медленно… начал словами: “Нас было семьдесят
тысяч пленных. – Потом помолчал и сказал: – В
большом овраге с крутыми краями”. …Мне
показалось, что это начало стихотворения”.
В первые послевоенные годы Слуцкий писал:
Про безымянных, про полузабытых
И про совсем забытых – навсегда,
Про тайных, засекреченных и скрытых,
Про мертвых, про сожженных и убитых,
Про вечных, как огонь и как вода,
Я буду говорить, быть может, годы,
Настаивать, твердить и повторять…
Это прозвучало как присяга: он был ей
верен всю жизнь.
Певец неизвестного солдата, незамеченного
подвига, тихо и скромно принесенной жертвы,
вдовьей негасимой верности погибшим мужьям.
Для Слуцкого великая Победа ознаменована не
столько даже знаменитым парадом, сколько звуком
первого гудка, требовательно опять и опять
зовущего к станку малолетних рабочих:
Мальчишки в форме ношеной,
Шестого срока минимум,
Они из всей истории
Учили подвиг Минина
И отдали отечеству
Не злато-серебро –
Единственное детство,
Все свое добро.
Один из той же “стайки”, много
споривший со Слуцким, которого именовал своим
другом и соперником, Давид Самойлов высоко ценил
то, что считал его главным поэтическим чувством,
– любовь и жалость к людям, целомудренно
скрываемую за внешней сдержанностью,
прозаичностью, угловатостью.
И сам Слуцкий называл себя гореприемником, а
позже – ночным таксистом, останавливающимся на
любой крик. И лишь изредка с какой-то застенчивой,
стыдливой, стеснительной улыбкой проговаривался
о личном, о счастье, вдруг, как солнечный зайчик,
осветившем его жизнь.
Судьба этого поэта глубоко типична для лучших
представителей отечественной интеллигенции,
истово веривших в идеалы коммунизма, людей, чьи
энергия, ум, талант оказались не только
невостребованными, но даже все время были у
начальства на подозрении и под бдительным
присмотром.
Слуцкий долго – особенно после памятного ХХ
съезда партии – надеялся на скорое наступление
необходимых общественных перемен, но, как
сказано в его позднейших стихах, “в ожидании
скорого сдвига – жизнь – как есть напролет
прошла”. С годами горечь разочарований
накапливалась, а прежняя вера рушилась:
Долг в меня, наверное, вложен,
Вставлен, как позвоночный столб.
Неужели он ложен, ложен
Мой долг, этот долг.
“Что ни стихотворение, то веха на пути
живой мысли”, – писал о творчестве поэта критик
Сергей Чупринин. Но с какой же болью давались эти
вехи, эти этапы горького прозрения, расставания с
тем, чем жил десятилетия!
Стихла эта огромная нота. Звучанье
превратилось в молчанье.
Не имевший сравнения цвет
потускнел, и поблекнул, и выпал из спектра.
…Эта песенка спета.
Это громкое “да!”
тихо сходит на нет.
К этой огромной трагедии прибавилась
огромная личная утрата. “Солнечный зайчик”
исчез. И поэт замолчал на целых десять лет, вплоть
до кончины.
В тот последний год, когда ему еще писалось,
Слуцкий как-то выразил надежду, что люди его
поколения “могут до конца своих дней вдруг
обмолвиться строчкой” его стихов. Однако он
остается близким и для новых поэтических и
читательских возрастов, к ним всю жизнь
присматривался с интересом и надеждой:
Мне нужно знать, кому сдавать
пост, куда я поставил
сам себя давным-давно,
знать, чье загорится окно,
когда опустится мой ставень.
Бессонное окно его поэзии остается
путеводной звездой для многих и многих. Сегодня
ему исполнилось бы 85.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|