Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Эрик БЕРН. Что вы говорите после того, как сказали «привет»,
или Психология человеческой судьбы.

Эрик БЕРН. Что вы
говорите после того, как сказали «привет», или
Психология человеческой судьбыЭРИК БЕРН.
ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК СКАЗАЛИ «ПРИВЕТ», или ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ.
Пер. с англ. А.Г.Румянцевой.
– М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004

Это последняя написанная Эриком Берном книга. Она о судьбе, которая во многом определена еще в раннем детстве и которая может быть осознана и даже управляема самим человеком, если, конечно, он этого захочет.
«Что вы говорите после того, как сказали «Привет»? – спрашивает Эрик Берн. Этот, казалось бы, детский вопрос, столь безыскусный и не претендующий на научную глубину, в действительности заключает в себе все основные вопросы человеческой жизни. Очень немногие за свою жизнь находят ответ, а большинство проходят свой жизненный путь, не найдя ответа даже на предшествующий вопрос: «Как вы говорите «Привет»? Правильно сказать «Привет» – это увидеть другого человека, увидеть его как явление, суметь состояться для него и быть готовым к тому, чтобы и он со-
стоялся для тебя. Это секрет всех религий мира, это как знаменитый «звук хлопка одной ладони» в Дзэн.
В книге обсуждаются четыре вопроса: «Как ты говоришь “Привет”?, «Как ты отвечаешь на приветствие?», «Что ты делаешь после того, как сказал “Привет”?» и «Что делают люди, вместо того чтобы говорить «Привет?».
Эрик Берн сначала дает краткие ответы на перечисленные вопросы.
1. Чтобы сказать «Привет», нужно прежде всего понять, что именно этот момент и данное «Привет» больше никогда не повторится.
2. Чтобы ответить на «Привет», нужно увидеть человека, стоящего или идущего рядом с вами и ожидающего ваш ответный «Привет».
3. После того как вы ответили на приветствие, вы избавляетесь от «хлама» в вашей голове, от остатков невзгод, от ожиданий каких-либо будущих неудач. Теперь вы, может быть, сумеете придумать что-нибудь стоящее.
4. Вместо того чтобы сказать «Привет», люди пользуются повседневным «земным» способом общения, полным «хлама», приводящим к смятению в умах.
В книге рассказывается о новом в теории и практике общения, основанном на скриптовом анализе (от английского слова script – сценарий), на жизненных сценариях и жизненных планах. «Скрипт, – пишет Эрик Берн, – это текущий жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе, независимо от того, борется он с ней или утверждает, что поступает по собственной воле».
Родители передают детям то, чему они научились, по их мнению. История человеческих судеб показывает, как люди разными средствами добиваются одинаковых целей и как они приходят к разным целям, идя одинаковым путем. По мнению Берна, человеческой судьбой управляют: родительское программирование, подталкиваемое внутренним голосом, направляемое жаждой жизни, внешние силы, до сих пор называемые Роком, и независимые стремления. В результате взаимодействия этих управляющих сил образуются различные типы жизненных путей, приводящие к тому или иному типу окончательной судьбы.
Эрик Берн замечает, что если человек хочет понять себя как Родителя, то он должен прежде всего осознать и услышать в себе самом голоса своих родителей. «Одно из затруднений состоит в том, что дети – оттиск человека, его бессмертие. Каждый родитель открыто или тайно радуется, когда дети реагируют так же, как это сделал бы он, даже если они подражают его худшим качествам. Это удовольствие он должен подчинить контролю, если хочет, чтобы его дети адаптировались к жизни лучше, чем это сделал он сам».
В послесловии «Что же главное?» президент Ассоциации гуманистической психологии Валентин Криндач пишет, что если кратко выразить основную идею берновской психологии судьбы, то главное – это то, что Внутренний ребенок отца или матери велит реальному, настоящему ребенку, сыну или дочери: «Будь таким, как я хочу». Это настойчивое требование одного Ребенка (Внутреннего) другому (настоящему) называется скриптованием и противоположно воспитанию. Повторяясь многократно, это внушение одного Малыша, адресованное другому, запечатлевается в виде скриптовой программы и часто предопределяет негативные аспекты судьбы.
«Что касается меня, – пишет Эрик Берн, – то я не знаю, запрограммирован ли я и жду с интересом и нетерпением – и без особой мнительности, – каковы будут следующие ноты в моей мелодии, украсят или нарушат они ее. Куда я пойду дальше? Моя жизнь осмысленна потому, что она следует долгой и славной традиции моих предков, переданной мне моими родителями. Возможно, эта музыка лучше, чем я сочинил бы сам. Разумеется, я знаю, что во многих областях я свободен импровизировать. Может даже оказаться, что я один из немногих на земле счастливчиков, которые играют свой собственный мотив».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru