ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Академик Скрябин: “Талант – это
способность неординарного реагирования на
простые вещи”
Константин Георгиевич СКРЯБИН –
академик РАН, член президентского совета РФ по
науке, крупнейший специалист в области генной
инженерии, один из кураторов Чтений им.
Вернадского
– Константин Георгиевич, как
определить исследовательскую талантливость?
– Честно говоря, не знаю. Но думаю, что
основной фактор – это время. Вот вы общаетесь с
человеком, и через какое-то время вы видите, что у
него есть неординарность реагирования на
какие-то очень простые вещи... Когда вы видите, что
он в простой ситуации может предложить решение,
которое вас удивляет. И вы видите, что это
человек, у которого мозги устроены чуть-чуть
иначе... Вот это, наверное, и надо, чтобы люди
занимались наукой... А второй фактор, как это ни
грустно, трудолюбие. Способность к кропотливой
работе. И только сочетание одного и другого
позволяет людям становиться исследователями. И
еще очень важно умение работать в коллективе. Это
тот новый фактор, который появился в последнее
время. Нужно найти компромисс между личным
исследовательским любопытством и пониманием
того, что этот личный интерес нельзя
удовлетворить одному, а нужно удовлетворять его
в коллективе. Вот если вы находите эту гармонию, к
вам приходит успех. Скажем, в нашей области все
последние яркие хиты – например, структура
генома человека – это результат совместной
работы нескольких сотен людей.
– А что повлияло на ваше интеллектуальное и
личностное становление?
– Я из специфической семьи... У меня дед
академик, отец академик, и вокруг всегда были
люди абсолютно творческие. Это и было главным. А
что касается школы, то ей я благодарен за то, что в
ней свободно заговорил по-английски, и мне это
очень пригодилось. А вообще школу я помню мало. И
даже первые курсы университета не помню. Я очень
хорошо помню себя только с третьего курса, когда
пошла некая творческая работа, когда я начал
взахлеб работать экспериментально. Вот здесь у
меня были удивительные учителя, которые
понимали, как нужно учить. Но, к сожалению, очень
немногие хорошие ученые являются хорошими
педагогами, и это еще одна проблема. И потому,
кстати, то, что делается здесь, на этих чтениях, –
это уникально и потрясающе.
– А что такое для вас «хороший педагог»?
– Хороший педагог – это тот, кто может найти
в своем ученике какую-то маленькую струну – так,
что ее можно задеть, а после этого зазвучит весь
аккорд. И это главное, чем отличается хороший
педагог от обычного.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|