Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Александр ЛОБОК

Академик Скрябин: “Талант – это способность неординарного реагирования на простые вещи”

Константин Георгиевич СКРЯБИН – академик РАН, член президентского совета РФ по науке, крупнейший специалист в области генной инженерии, один из кураторов Чтений им. Вернадского

– Константин Георгиевич, как определить исследовательскую талантливость?
– Честно говоря, не знаю. Но думаю, что основной фактор – это время. Вот вы общаетесь с человеком, и через какое-то время вы видите, что у него есть неординарность реагирования на какие-то очень простые вещи... Когда вы видите, что он в простой ситуации может предложить решение, которое вас удивляет. И вы видите, что это человек, у которого мозги устроены чуть-чуть иначе... Вот это, наверное, и надо, чтобы люди занимались наукой... А второй фактор, как это ни грустно, трудолюбие. Способность к кропотливой работе. И только сочетание одного и другого позволяет людям становиться исследователями. И еще очень важно умение работать в коллективе. Это тот новый фактор, который появился в последнее время. Нужно найти компромисс между личным исследовательским любопытством и пониманием того, что этот личный интерес нельзя удовлетворить одному, а нужно удовлетворять его в коллективе. Вот если вы находите эту гармонию, к вам приходит успех. Скажем, в нашей области все последние яркие хиты – например, структура генома человека – это результат совместной работы нескольких сотен людей.
– А что повлияло на ваше интеллектуальное и личностное становление?
– Я из специфической семьи... У меня дед академик, отец академик, и вокруг всегда были люди абсолютно творческие. Это и было главным. А что касается школы, то ей я благодарен за то, что в ней свободно заговорил по-английски, и мне это очень пригодилось. А вообще школу я помню мало. И даже первые курсы университета не помню. Я очень хорошо помню себя только с третьего курса, когда пошла некая творческая работа, когда я начал взахлеб работать экспериментально. Вот здесь у меня были удивительные учителя, которые понимали, как нужно учить. Но, к сожалению, очень немногие хорошие ученые являются хорошими педагогами, и это еще одна проблема. И потому, кстати, то, что делается здесь, на этих чтениях, – это уникально и потрясающе.
– А что такое для вас «хороший педагог»?
– Хороший педагог – это тот, кто может найти в своем ученике какую-то маленькую струну – так, что ее можно задеть, а после этого зазвучит весь аккорд. И это главное, чем отличается хороший педагог от обычного.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru