ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Нужна ли школе наука?
Надежда Антипина, ученица 11 класса из
якутского Олёкминска, стала лауреатом чтений с
работой «Проблема определения уровня
срабатываемости и совместимости». Однако наша
беседа с Надеждой, состоявшаяся во время
стендовой презентации ее исследования,
затронула самый широкий круг проблем, касающихся
сущности современного школьного образования.
– В чем состояло ваше личное
продвижение, пока вы работали над этим проектом?
– Я испытала себя в роли
психолога-психотренера в работе с девятым
классом. Я больше всего боялась, пойдут ли
подростки на контакт со мной, потому что класс
был очень сложный, в том числе в социальном
отношении, и я была рада, что наша программа по
развитию сработанности и совместимости дала для
этих детей очень неплохие результаты. У них и
отношения между мальчиками и девочками
улучшились, и вообще уровень дружелюбности
повысился. А лично я научилась значительно лучше
общаться с людьми.
– А в чем состоял тот эксперимент, который вы
делали?
– Мы с моим научным руководителем
разработали программу, которая как
диагностирует, так и повышает уровень
сработанности и совместимости. Тестирование
проводилось до и после проведения программы, и
наблюдалась заметная позитивная динамика. Все
тренинговые занятия были сняты на камеру, и после
каждого блока тренинговых занятий мы
неформально общались, показывали сделанные
видеозаписи, а дети их анализировали, в живом
общении разбирая, в чем они были правы, а в чем не
правы. Такое видеозеркало очень помогло в
развитии ситуации. А нам было очень интересно
отслеживать динамику и строить ее различные
модели.
– Но ведь в школе считается, что главная
задача ученика – это усвоение уже готового
знания, которое придумано кем-то и содержится в
книжках. А исследовательская работа – это
процесс создания нового знания...
– Может быть, дело в том, что у нас школа немножко
другая. У нас совсем нет культа учебного знания.
Школа дает нам возможность самореализоваться, в
школе мы раскрываемся, наши педагоги помогают
нам найти себя и рассказать другим, что мы из себя
представляем. И если бы я не училась в своей
гимназии, я бы никогда не стала заниматься
исследовательской деятельностью!
– Что ж, если вы учитесь в такой школе, это
просто классно. Но ведь главным критерием
успешного окончания школы у нас по-прежнему
считаются экзамены, задача которых видится вовсе
не в том, чтобы вы могли бы продемонстрировать
свою способность быть собой, уровень своей
самореализованности.
– Конечно, мне многие школьные знания не нужны,
но я же выбираю то, что мне нужно!
– У вас высокая избирательная активность. И
вы не просто школьное знание осваиваете, а
постоянно вырабатываете свой индивидуальный
угол зрения на это знание. А в результате
полученное вами знание оказывается мыслящим
знанием... Но ведь у огромного количества детей,
которые учатся в школе, этого нет! И строгие
школьные экзаменаторы ждут от детей не
индивидуальных точек зрения, а
примитивно-точного воспроизведения учебной
информации! Я наблюдаю огромное количество
выпускников школы с абсолютно нарушенными
структурами естественного исследовательского
любопытства.
– Да правы вы, конечно! Во многих школах вообще
нет никакой практики исследовательской
деятельности. И я знаю, там дети только тем и
занимаются, что учебники учат! И даже в нашей
школе научно-исследовательская группа «Поиск»
существует только последние четыре года, а
замечать нас стали и признавать, что мы делаем
что-то важное, только в последние два года! И
только в эти последние два года мы стали
чувствовать, что школьные преподаватели
заинтересованы в научно-исследовательской
деятельности детей. А ведь в нашем детском центре
уже огромное количество исследовательских
работ. И мне кажется, что проблема, о которой вы
говорите, – проблема инертной массы учащихся,
которым ничего не интересно, решаема. Важно
только с самого раннего детства заложить в
ребенка потребность искать и поддерживать в нем
эту потребность. И нужно, чтобы таких
исследовательских центров становилось все
больше и больше.
– Но вы же понимаете, что школьные уроки
плохо способствуют активизации этой
исследовательской позиции!
– К сожалению, это так. Ребенка нужно
заинтересовать. А на уроках, конечно, этого не
делают. И исследовательской деятельностью у нас
действительно хотят заниматься совсем немногие.
– А ваша исследовательская
заинтересованность как возникла?
– В процессе общения. Межличностного
общения. К нам в школу пришла психолог, и мы
просто обо всем с нею раговаривали, и из этого
общения родилась идея сделать исследовательскую
работу. Мы обсуждали, почему, когда у нас стали
формировать профильные классы, в этих классах
возникли серьезные проблемы в общении и
взаимодействии, хотя с формальной точки зрения
там собрались дети, которые настроены на учебу.
Их загружали информацией, но по уровню
межличностного общения, уровню сработанности у
них все было далеко от идеала. И мы начали
разрабатывать эту программу, которая может
реально помочь.
– А почему такое же общение не получается на
уроках – физики, математики, русского языка,
литературы?..
– Да потому, что там шаблоны. И там нет
времени просто поговорить. Нет разговоров о том,
что есть наша жизнь. Но иногда все-таки
попадаются педагоги, которым очень важно
общаться с нами по-человечески. Настоящий
учитель, который приходит к нам на урок, в первую
очередь не учитель, а человек. Человек, который
приходит общаться. И мы всегда вступаем в
полемику, будь то физика, литература или любой
другой предмет. У нас всегда идет спор, всегда
идет разговор, и поэтому каждый раскрывается. У
нас даже создаются специальные команды споров. И
помню, меня поражало, как вроде бы самые закрытые
личности в таких спорах раскрепощаются и
высказывают порою поразительно глубокие и
нестандартные идеи.
– А трудно быть умной?
– Когда ты выделяешься из массы, иногда это
очень трудно. Но, на мой взгляд, сейчас все больше
молодых людей, которые чуть ли не в первую
очередь обращают внимание на ум и ценят умных
девушек.
На мой взгляд, школа и то, что происходило
на чтениях, – это два совсем разных мира. Школа –
это что-то повседневное, то, к чему ты привык на
протяжении многих лет, и даже общение здесь
совсем иное, нежели на чтениях. Когда я приехала в
Дом детского творчества, было такое чувство,
будто передо мной открылись двери совсем в
другой мир. И он такой волнующий, захватывающий и
непредсказуемый. Когда мы общались с докторами
наук, я не чувствовала себя просто школьницей:
внутри меня был сильный, уверенный в себе
человек. Отношение взрослых к нам было не как к
детям, школьникам, а как к взрослым, творческим
людям, чья деятельность заслуживает уважения.
Такие моменты вызывают чувство гордости. А если
говорить об общении между участниками, я даже и
не чувствовала соперничества между нами. Все
было настолько искренне!
Екатерина РОМАНОВА
Москва
Конкурс им. В.И.Вернадского произвел на
меня очень сильное и до того неведомое
воздействие. После его завершения я долго не мог
понять, что со мной происходило. Огромный объем
информации, полученный за время конкурса,
постоянно заставлял думать, и этот процесс
продолжается до сих пор. Но с течением времени
все отчетливее приходит осознание другого, более
важного – огромной силы свободной научной мысли.
Лично для меня конкурс оказался не только
учителем (несмотря на огромный приобретенный
опыт научного диалога), не только другом (хотя
такое количество друзей и единомышленников едва
ли встретишь и обретешь в обыденной жизни за одну
неделю) и не только источником информации (даже
при таком ее невероятном количестве и качестве).
Это событие в моей жизни стало прежде всего
огромным импульсом для дальнейших действий,
источником вдохновения, началом осмысленной
активной творческой жизни. Оно дало основу для
глубокого осознания истинности слов
В.И.Вернадского: “Какое наслаждение вопрошать
природу...”
Алексей МОЛЧАНОВ,
лауреат Конкурса им. Вернадского
Калининград
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|