ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
“Какое наслаждение вопрошать
природу...”
С 18 по 24 апреля 2004 года в Москве
проходили одиннадцатые Всероссийские юношеские
чтения им. В.И.Вернадского
Мы всегда гордились силой и потенциалом
своей науки. Гордость и слава отечественной
истории – люди со склонностью к независимому
исследовательскому мышлению. Люди, способные
производить свое собственное знание, а не просто
слепо следующие чужому.
Увы, времена изменились. Одна из серьезнейших
проблем современной образовательной ситуации в
России заключается в том, что происходит
дискредитация самого научного подхода. Это
проявляется, в частности, в создании
беспрецедентного по своим масштабам рынка
вторичной интеллектуальной продукции –
попросту говоря, рынка рефератов.
По данным статистической программы Rambler, среди
всех интернет-сайтов, имеющих отношение к
образованию, абсолютным и безусловным
лидерством обладают как раз те, которые
позволяют «скачивать» рефераты. Таких сайтов –
многие десятки, и именно они занимают верхние
строчки рамблеровского рейтингового листа Top-100.
Скажем, одним из лидирующих ресурсов такого рода
является портал «Банк рефератов – быстрый и
удобный поиск». Каждую неделю его посещают свыше
400 тысяч (!!!) посетителей, запрашивая при этом до
четырех миллионов страниц, и только за последний
месяц услугами этого сайта воспользовались 1
миллион 600 тысяч посетителей. А ведь кроме лидера
существуют десятки других интернет-ресурсов
аналогичного рода, и все они оккупируют верхнюю
часть списка образовательных ресурсов
Интернета. Например, вторая строка рейтинга
принадлежит ресурсу «Рол Referat.ru – рефераты и
сочинения». У него еще полтора миллиона
посетителей в месяц.
Впрочем, и третья, и четвертая, и последующие
строчки этого рейтинга свидетельствуют
неумолимо: мы на полных парах ворвались в эпоху
фальшивого образования, и это сегодняшняя
российская школа (как средняя, так и высшая)
создает условия для распространения этой
ползучей заразы «рефератизма».
Целых 23 верхних строчки рамблеровского рейтинга
занимают исключительно те сайты, которые
предлагают всем желающим рефераты, курсовые,
дипломы, сочинения и готовые домашние задания по
любому школьному предмету. А в целом среди первой
сотни образовательных сайтов мы найдем только
пару десятков нереферативных.
По сути дела речь идет о глобальном кризисе самой
идеи интеллектуального авторства. Школьники,
студенты и даже аспиранты сегодня с легкостью
пользуются плодами чужого интеллекта, выдавая их
за свои. А это значит, что идет неумолимый процесс
разрушения культуры самостоятельного мышления.
Впрочем, это всего лишь следствие общей школьной
установки: знание – это не то, что нужно
самостоятельно создавать, а то, что можно
откуда-нибудь брать в готовом виде.
К счастью, по-прежнему есть педагоги и ученики,
которые находят в себе силы противостоять этому
абсурду. И они понимают: любое знание, прежде чем
оно попадает в книги, должно быть сперва кем-то
создано. А следовательно, требуется реальная
исследовательская деятельность, которая и
является деятельностью по созданию нового
знания.
Эта трудная истина в очередной раз была
подтверждена в ходе одиннадцатых Всероссийских
юношеских чтений им. В.И.Вернадского.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|