КРУГИ ИСТОРИИ
Сражения, полководцы, фронт и тыл...
Количество часов на изучение
Отечественной войны продолжает сокращаться
Историки и методисты вынуждены искать
новые подходы к освещению Великой Отечественной
войны в школьных учебниках. Главным образом
потому, что количество часов, отведенных в
программе на ее изучение, сократилось с 17 часов в
1985 году до 5 часов в 2003 году.
Чем гордятся авторы школьных учебников,
когда речь заходит об освещении событий 1941–1945
годов? Во-первых, тем, что за минувшее десятилетие
удалось не пропустить для изучения в курсе
школьной истории сомнительных концепций войны,
выдвинутых публицистами. Среди этих концепций –
попытка возложить вину за развязывание Второй
мировой войны на СССР и Сталина лично; стремление
– вслед за западными историками – преуменьшить
вклад Советского Союза в победу над гитлеровской
коалицией и преувеличить роль второго фронта.
Во-вторых, авторы учебников новейшей истории
довольны тем, что им удалось хотя бы «втиснуть» в
пять часов все решающие сражения Великой
Отечественной. Это дало им возможность более или
менее внятно рассказать школьникам о ходе войны.
В-третьих, историки гордятся, что Великая
Отечественная теперь подается в контексте
Второй мировой войны. Прежде про такой подход в
школе и не слыхали: советские школьники
заканчивали обучение в полной уверенности, что
война велась только на территории СССР, а
союзники занимались главным образом враньем –
например, что откроют второй фронт.
Что тревожит авторов учебников, ответственных за
параграфы «Великая Отечественная война»?
Главное – сокращение часов на этот материал.
Сегодня по истории Великой Отечественной можно
провести хотя бы 5–7 уроков, в будущем – от силы
2–3 часа.
Что будет втиснуто в 2–3 часа? Скорее всего
учителю придется вскользь упомянуть даты
важнейших сражений, поименовать выдающихся
полководцев, коротенько рассказать про фронт и
тыл, про героизм, про партизанское движение, про
Нюрнбергский процесс – и на том закруглиться.
Беда в том, что у современного школьника по
поводу событий 1941–1945 годов собственного мнения
может и не оказаться. Ведь Великая Отечественная
война для большинства подростков – уже не живая
память (какой она была для их родителей), а часть
давнего, почти неправдоподобного прошлого.
Одним словом, ВОВ. Или приключившаяся в ХХ веке
Четырехлетняя война...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|