Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N104 
 

Школа и централизованная бухгалтерия

Законом предусмотрено четыре варианта формы организации ведения бухгалтерского учета:
структурное подразделение организации – бухгалтерия;
штатный работник организации – бухгалтер;
сторонняя организация – специализированная организация, бухгалтер-специалист, централизованная бухгалтерия;
личное ведение бухгалтерского учета руководителем организации.
Наиболее распространенными формами организации бухгалтерского учета в организациях являются первая и вторая формы, причем первая характерна для средних и крупных организаций, вторая – для мелких организаций. При выборе той или иной формы организации учета руководителю следует исходить из объема хозяйственных операций, возможности привлечения квалифицированных специалистов, затрат на ведение учета.
В случае если образовательное учреждение имеет фактическую хозяйственную самостоятельность, а также внебюджетные или бюджетные средства на оплату труда собственной бухгалтерии, то оно вводит в свой штат бухгалтера или учреждает собственную бухгалтерскую службу – как минимум в ее составе должны быть главный бухгалтер и кассир. Но, кроме того, для эффективной работы бухгалтерия должна иметь компьютер, периодически обновляемые и обслуживаемые бухгалтерские программы, электронную нормативно-правовую базу, подписку на периодические бухгалтерские издания. Реально организовать такую службу можно либо при регулярном и полном бюджетном финансировании, которое может осуществляться и за счет сокращения расходов на обеспечение самого образовательного процесса в школах, либо за счет внебюджетных доходов. Поэтому обычно руководитель образовательного учреждения поручает вести бухгалтерский учет централизованной бухгалтерии – специализированной организации. Тем не менее право самостоятельно вести свою финансово-хозяйственную деятельность, предусмотренное Законом РФ “Об образовании”, должно сохраняться за образовательным учреждением и в этом случае.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Обращаем внимание, что со сторонней организацией или бухгалтером, которым школа поручает вести бухгалтерский учет, нужно обязательно заключить договор в соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ “О бухгалтерском учете”. Если в договоре на бухгалтерское обслуживание указаны цена Договора и порядок оплаты услуг ЦБ, то согласно нормам договорного права такой Договор является возмездным. В этом случае у ЦБ возникает объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автомобильных дорог, а в определенных случаях и по другим налогам. Следовательно, в цену Договора необходимо заложить дополнительные средства на уплату налогов. Тем не менее Гражданский кодекс не запрещает составлять и безвозмездный договор на бухгалтерское обслуживание. Такое обслуживание осуществляется за счет бюджета в пределах утвержденной сметы органа управления образованием на содержание подведомственных ему образовательных и сетевых учреждений (в том числе и ЦБ).
Вопреки Закону РФ “О бухгалтерском учете”, централизованные бухгалтерии ведут бухгалтерский учет большинства школ и детских садов, не заключая с ними никаких договоров. Кстати сказать, некоторые органы управления образованием понимают незаконность существующего положения вещей и пытаются обезопасить себя следующим образом. Они вынуждают руководителей образовательных учреждений писать заявления с просьбой обслуживать их централизованной бухгалтерией. Более того, работая без договоров и доверенностей, органы управления образованием спокойно распоряжаются средствами школ и детских учреждений. Право подписи на всех финансовых документах централизованной бухгалтерии принадлежит руководителю органа управления образованием. В результате получается, что ЦБ не обслуживает образовательные учреждения, а управляет ими, поскольку считает их не самостоятельными юридическими лицами, а структурными подразделениями органов управления образованием.
В качестве рекомендации приведем следующую примерную форму договора на бухгалтерское обслуживание:

Договор на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию

“_”_____2004 года
_____________(ЦБ, Управление образования города, района), именуемое в дальнейшем “Исполнитель”,
в лице ______________________________________
               (главного бухгалтера (начальника), Ф.И.О.),
действующего на основании (Устава (Положения),
с одной стороны, и образовательное учреждение ___________________________________
                                                                                                      (полное наименование учреждения),
именуемое в дальнейшем “Заказчик”, в лице директора _______________,
действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (приказ Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н), а также иными нормативно-правовыми актами.
2. Бухгалтерское обслуживание включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе:
– открытие и ведение расчетных и других банковских отчетов заказчика и операций по ним;
– участие в проведении инвентаризаций материальных ценностей;
– сдачу необходимой налоговой, статистической и иной отчетности;
– консультации по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения;
– иные действия, предусмотренные нормативными документами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений.
3. Со стороны Исполнителя ответственным за бухгалтерское обслуживание является___________________ (должность, Ф.И.О.).
4. Право первой подписи при оформлении всех бухгалтерских документов (в том числе и платежных) принадлежит руководителю образовательного учреждения – Заказчика.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Заказчик обязуется:
– своевременно представлять Исполнителю необходимые первичные учетные документы (копии и выписки из приказов и распоряжений, которые непосредственно относятся к исполнению сметы доходов и расходов, договоры, акты выполненных работ);
– выполнять требования Исполнителя по оформлению и представлению необходимых документов и сведений;
– производить расчеты с Исполнителем в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Исполнитель обязуется:
– обеспечить квалифицированное ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности в соответствии с действующими нормативными документами;
– обеспечить Заказчику методическую и иную помощь в оформлении требуемых для выполнения Договора документов;
– предупреждать Заказчика о возможных последствиях осуществляемых хозяйственных операций;
– соблюдать конфиденциальность информации о Заказчике;
– незамедлительно уведомлять Заказчика о том, что исполнение Договора задерживается, в том числе и из-за отсутствия необходимых документов и информации;
– назначить ответственного за выполнение настоящего Договора и привлекать при необходимости иных работников.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

Бухгалтерское обслуживание по настоящему Договору Исполнитель осуществляет за счет средств бюджетного финансирования в пределах утвержденной сметы.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

1. Исполнитель несет ответственность за соответствие предоставляемых услуг требованиям нормативных актов по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.
2. Заказчик несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, предоставляемых Исполнителю согласно настоящему Договору.
3. Ответственность сторон по настоящему Договору определяется законодательством РФ.
4. Разногласия и споры, которые могут возникнуть между сторонами в ходе настоящего Договора, будут решаться по возможности путем переговоров.

5. СРОК ДЕЙСТВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА

1. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в течение ___________.
По истечении указанного срока Договор продлевается автоматически на тот же срок при условии, если ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону о прекращении Договора в связи с истечением срока.
2. Каждая из сторон может расторгнуть Договор до истечения срока его действия, письменно уведомив другую сторону за 3 дня до дня расторжения и указав причины досрочного расторжения.
3. В случае прекращения (расторжения) Договора Исполнитель обязуется в трехдневный срок передать Заказчику по акту приема-передачи всю бухгалтерскую и налоговую отчетную документацию Заказчика (в том числе подлинники и первичные документы, подлежащие дальнейшему использованию, а также хранению, сдаче в архив и т.д.).

6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

1. Все дополнения и изменения, внесенные в настоящий Договор в одностороннем порядке, не имеют юридической силы. Условия настоящего Договора могут быть намечены только по взаимному согласию с обязательным составлением письменного документа в двух экземплярах, который является неотъемлемой частью настоящего Договора.
2. Ни одна из сторон не может передать свои права или обязанности, указанные в настоящем Договоре, третьей стороне без письменного согласия другой стороны.
3. Премирование работников Исполнителя за выполнение бухгалтерского учета по настоящему Договору осуществляется в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников централизованной бухгалтерии.

7. АДРЕСА, БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru