ДОКУМЕНТЫ N104
До сих пор применялись разные методики
расчета среднего заработка, у работников разных
категорий он считался по-разному. При расчете
зарплаты педагогов-повременников, к примеру, –
исходя из тарифной ставки, с учетом всех
постоянных доплат и надбавок. С 1 января 2004 г. этот
порядок изменен публикуемым документом,
изданным в соответствии со статьей 8 Закона “О
бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004
год”. Теперь для всех категорий работников
исчисление пособий по временной
нетрудоспособности и по беременности и родам
будет производиться по одной схеме: исходя из
средней зарплаты застрахованного за последние 12
календарных месяцев перед наступлением
нетрудоспособности (или отпуска по беременности
и родам) в порядке, установленном в соответствии
с Трудовым кодексом РФ.
С нынешнего года для работников, фактически
проработавших за последний календарный год
менее трех месяцев, размер пособия,
выплачиваемого по больничному листу, будет не
выше минимального размера оплаты труда. Такое
ограничение было введено в Федеральный закон (и
это положение повторяет разъяснение Минтруда),
чтобы сократить количество злоупотреблений на
предприятиях негосударственного сектора
экономики.
Публикуемый сегодня документ также детально
поясняет, какие именно периоды фактической
работы за последние 12 календарных месяцев
учитываются при расчете за период отпуска по
временной нетрудоспособности.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 декабря 2003 г. № 89
Постановление
Об утверждении разъяснения “Об исчислении
среднего заработка при расчете пособия по
временной нетрудоспособности и пособия по
беременности и родам в 2004 году”
В соответствии с пунктом 9 Положения о
Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 апреля 1997 г. № 480 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, № 17,
ст. 2019; 2003, № 14, ст. 3369) пунктом 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 11 апреля
2003 г. № 213 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, № 16, ст. 1529) Министерство труда и
социального развития Российской Федерации по
согласованию с Фондом социального страхования
Российской Федерации постановляет:
утвердить прилагаемое разъяснение “Об
исчислении среднего заработка при расчете
пособия по временной нетрудоспособности и
пособия по беременности и родам в 2004 году”.
Министр А.ПОЧИНОК
Зарегистрировано в Минюсте России 15
января 2004 г. Рег. № 5408. Официальное опубликование:
Российская газета, 2004, № 7 (3384), 20 янв.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 декабря 2003 г. № 5
Утверждено постановлением
Минтруда России от 24 декабря 2003 г. № 89
Разъяснение
Об исчислении среднего заработка при расчете
пособия по временной нетрудоспособности и
пособия по беременности и родам в 2004 году
В связи с поступающими запросами о
расчете пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам в 2004
году в соответствии со статьей 8 Федерального
закона “О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2004 год” (далее именуется
– Закон) (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, № 50, ст. 4852) и Положением об
особенностях порядка исчисления средней
заработной платы, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 апреля
2003 г. № 213 (далее именуется – Положение) (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, № 16,
ст. 1529), Министерство труда и социального
развития Российской Федерации и Фонд
социального страхования Российской Федерации
разъясняют.
Частью первой статьи 8 Закона установлено, что в
2004 году при расчете пособия по временной
нетрудоспособности и пособия по беременности и
родам исчисление среднего заработка работника
осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации (Собрание
законодательства Российский Федерации, 2002, № 1
[часть I], ст. 3).
В связи с этим в 2004 году указанные пособия
исчисляются из среднего заработка,
определяемого в соответствии с Положением, с
учетом положений статьи 8 Закона и иных условий,
установленных законодательными и иными
нормативными правовыми актами об обязательном
социальном страховании.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона
пособие по временной нетрудоспособности и
пособие по беременности и родам исчисляются из
среднего заработка работника по основному месту
работы за последние 12 календарных месяцев,
предшествующих месяцу наступления
нетрудоспособности, отпуска по беременности и
родам.
В среднем заработке при исчислении пособия по
временной нетрудоспособности и пособия по
беременности и родам учитываются все
предусмотренные системой оплаты труда виды
выплат, применяемые в организации, на которые в
соответствии с законодательством Российской
Федерации начисляются налоги и(или) страховые
взносы, поступающие в бюджет Фонда социального
страхования Российской Федерации. При этом в
соответствии с частью первой статьи 8 Закона
заработная плата за работу по совместительству
не учитывается.
В соответствии с абзацем первым пункта 3
Положения и частью первой статьи 8 Закона расчет
среднего заработка работника независимо от
режима его работы производится исходя из
фактически начисленной ему заработной платы и
фактически отработанного им времени в 12
календарных месяцах, предшествующих месяцу
наступления нетрудоспособности, отпуска по
беременности и родам.
Работнику, который в последние 12 календарных
месяцев перед наступлением нетрудоспособности,
отпуска по беременности и родам проработал
фактически менее трех месяцев, в соответствии с
частью второй статьи 8 Закона “О бюджете Фонда
социального страхования РФ на 2004 год” в 2004
пособие по временной нетрудоспособности (за
исключением пособия по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем
на производстве и профессиональным
заболеванием), пособие по беременности и родам
выплачиваются в размере, не превышающем за
полный календарный месяц минимального размера
оплаты труда, установленного федеральным
законом, а в районах и местностях, в которых
установлены коэффициенты к заработной плате, –
минимального размера оплаты труда с учетом этих
коэффициентов.
При определении периода фактической работы в
последних 12 календарных месяцах перед
наступлением нетрудоспособности, отпуска по
беременности и родам не учитываются периоды, в
течение которых работник фактически не работал:
работник получал пособие по временной
нетрудоспособности или пособие по беременности
и родам;
работник не работал в связи с простоем по вине
работодателя или по причинам, не зависящим от
работодателя и работника;
работник не участвовал в забастовке, но в связи с
этой забастовкой не имел возможности выполнять
свою работу;
работнику предоставлялись дополнительные
оплачиваемые выходные дни для ухода за
детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
работник в других случаях освобождался от работы
с полным или частичным сохранением заработной
платы или без оплаты в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12
календарных месяцев перед наступлением
нетрудоспособности, отпуска по беременности и
родам включается время, в течение которого
работник фактически работал и за ним сохранялась
средняя заработная плата в соответствии с
законодательством Российской Федерации:
при направлении в служебные командировки;
при переводе на нижеоплачиваемую работу.
В случае если работник в последние 12 календарных
месяцев работал у нескольких работодателей, при
определении трех месяцев фактической работы
учитывается также период его работы у
предыдущего работодателя (работодателей) в
соответствии с записями в трудовой книжке или на
основании копий трудовых договоров.
Если работник в последние 12 календарных месяцев
перед наступлением нетрудоспособности, отпуска
по беременности и родам проработал фактически
три и более месяца, расчетный период в конкретной
ситуации определяется в порядке, установленном
пунктами 4, 5, 6 и 7 Положения.
Средний дневной заработок определяется в
порядке, установленном пунктом 8 Положения.
Средний часовой заработок работника при
суммированном учете рабочего времени
определяется в порядке, установленном пунктом 13
Положения. При расчете среднего заработка премии
и вознаграждения учитываются в порядке,
установленном пунктом 14 Положения.
Дальнейший порядок исчисления пособий по
временной нетрудоспособности, по беременности и
родам производится в соответствии со статьей 8
Закона по общим правилам с учетом непрерывного
трудового стажа и иных условий, установленных
законодательными и иными нормативными правовыми
актами об обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона в
случае повышения заработной платы в расчетном
периоде такое повышение учитывается с даты
повышения фактической заработной платы. В связи
с этим при определении среднего заработка для
исчисления пособия по временной
нетрудоспособности и пособия по беременности и
родам пункты 15 и 16 Положения не применяются.
Статьей 19 Закона установлено. что данный Закон
вступает в силу с 1 января 2004 года. В связи с этим
по страховым случаям, наступившим до 1 января 2004
года, пособие по временной нетрудоспособности и
пособие по беременности и родам исчисляются по
ранее действующим правилам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|