Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО 

Анатолий БЕРШТЕЙН

“25-й кадр” без обмана

Люди говорят на разных языках. Не в смысле иностранных. Просто один способен понять, а другой – нет.
А как найти общий язык с детьми?
Перейти на их? Или научить (заставить) разговаривать на своем? Или вместе осваивать какой-нибудь средний – эсперанто?..
Хороший учитель, хороший родитель, конечно, тот, кто в первую очередь понимает язык детей. И чем лучше учитель, тем большим количеством детских диалектов он владеет. В основном он говорит на их детском языке, чтобы также быть понятым. Но постепенно, медленно и терпеливо обучает своему. И как важно не пропустить тот особенный момент, когда ребенок вдруг начинает говорить на вашем языке.
Чтобы научиться говорить с детьми, во-первых, надо разговаривать конкретно, понятно об их проблемах, проходя по их кругам. Но так, чтобы круги незаметно становились спиралью и без специальных разговоров о высоком поднимались вверх, медленно, незримо преодолевая земное притяжение.
С детьми надо разговаривать бесцельно. Только тогда можно приблизиться к цели.
С детьми надо разговаривать от случая к случаю. Может быть, часто, может, редко, но в щадящем режиме. Иначе не усвоят.
С детьми надо разговаривать повествовательно, а не теребить душу вопросами.
Но на самом деле с детьми надо научиться молчать. А не заполнять паузы чем-то вроде болтовни массовика-затейника или еще хуже – философа-наставника.
Учитель (и родитель тоже ) – это переводчик с языка внутренних переживаний и страстных монологов с самим собой на разговорный адаптированный язык с учеником, не теряющий при этом ни в содержании, ни в значимости.
И если у взрослого, который старается найти общий язык с ребенком, ничего не получается, дело не всегда в нем самом. Бывает, не он избран в собеседники. И не его, взрослого, в этом вина. Мы выбираем их, они – нас. Довольно часто по каким-то своим, порой необъяснимым причинам мы не годимся им в собеседники: язык знаем, а разговаривать с нами не хотят: разрыв коммуникации.
Есть, правда, один фокус, но ему нельзя обучить – им надо просто владеть. Особый секрет общения с детьми – пропитка слов. Или “25-й кадр”, зашифрованный в том, что вы говорите. Или резонансный чип, настроенный на ультразвуковую волну детства, работающий на передачу и прием без обмана. Это как анатомическая деталь. У одних есть, а у других почему-то нет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru