РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО
“25-й кадр” без обмана
Люди говорят на разных языках. Не в
смысле иностранных. Просто один способен понять,
а другой – нет.
А как найти общий язык с детьми?
Перейти на их? Или научить (заставить)
разговаривать на своем? Или вместе осваивать
какой-нибудь средний – эсперанто?..
Хороший учитель, хороший родитель, конечно, тот,
кто в первую очередь понимает язык детей. И чем
лучше учитель, тем большим количеством детских
диалектов он владеет. В основном он говорит на их
детском языке, чтобы также быть понятым. Но
постепенно, медленно и терпеливо обучает своему.
И как важно не пропустить тот особенный момент,
когда ребенок вдруг начинает говорить на вашем
языке.
Чтобы научиться говорить с детьми, во-первых,
надо разговаривать конкретно, понятно об их
проблемах, проходя по их кругам. Но так, чтобы
круги незаметно становились спиралью и без
специальных разговоров о высоком поднимались
вверх, медленно, незримо преодолевая земное
притяжение.
С детьми надо разговаривать бесцельно. Только
тогда можно приблизиться к цели.
С детьми надо разговаривать от случая к случаю.
Может быть, часто, может, редко, но в щадящем
режиме. Иначе не усвоят.
С детьми надо разговаривать повествовательно, а
не теребить душу вопросами.
Но на самом деле с детьми надо научиться молчать.
А не заполнять паузы чем-то вроде болтовни
массовика-затейника или еще хуже –
философа-наставника.
Учитель (и родитель тоже ) – это переводчик с
языка внутренних переживаний и страстных
монологов с самим собой на разговорный
адаптированный язык с учеником, не теряющий при
этом ни в содержании, ни в значимости.
И если у взрослого, который старается найти общий
язык с ребенком, ничего не получается, дело не
всегда в нем самом. Бывает, не он избран в
собеседники. И не его, взрослого, в этом вина. Мы
выбираем их, они – нас. Довольно часто по каким-то
своим, порой необъяснимым причинам мы не годимся
им в собеседники: язык знаем, а разговаривать с
нами не хотят: разрыв коммуникации.
Есть, правда, один фокус, но ему нельзя обучить –
им надо просто владеть. Особый секрет общения с
детьми – пропитка слов. Или “25-й кадр”,
зашифрованный в том, что вы говорите. Или
резонансный чип, настроенный на ультразвуковую
волну детства, работающий на передачу и прием без
обмана. Это как анатомическая деталь. У одних
есть, а у других почему-то нет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|