Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ 
 

В наркотиках нет ничего романтичного. Погибающий от передозировки подросток – столь страшное, физиологически жестокое и антиэстетичное зрелище, что увидевший это получает потрясение на всю жизнь. Конечно, лучше не видеть. Но знать, как это бывает, чтобы никогда не соблазниться убийственной дозой, суметь помочь, если уж судьба столкнула с такой бедой, надо.
Специалисты иркутского релейного завода “Эталон” создали уникальный реанимационно-диагностический тренажер “Витим-наркоман”. На нем можно наглядно увидеть, что происходит с человеческим организмом, когда при передозировке наркотиков случается внезапная остановка сердца и дыхания, овладеть приемами реанимации.
Корреспондент “ПС” связался по телефону с областным государственным Центром профилактики наркомании. Расспросил, что же представляют собой манекены и какая профилактическая работа планируется с помощью “Витим-наркомана” в Иркутской области. Сотрудник центра Ольга Красикова объяснила: манекен-тренажер “Витим-наркоман” – это электронный аппарат, представляющий собой макет головы и торса человека. Аппарат подключен к табло, на котором высвечиваются данные о том, как изменяются сердцебиение, давление, дыхание человека, погибающего от передозировки наркотиков. Конечно, искусственно воссозданное зрелище далеко не столь страшное, какой была бы реальность, но очень и очень впечатляющее.
“Семинары для желающих освоить навыки реанимации с использованием этого аппарата, – сказала Ольга Красикова, – в первую очередь преследуют профилактические цели, а уж затем – обучающие”.
В планах завода – выпуск в ближайшем будущем манекенов-тренажеров для отработки реанимационных навыков при спасении человека, пострадавшего от утопления, удара током и иных несчастных случаев.
Семинары-тренинги с использованием “Витим-наркомана” рассчитаны на студентов. Из студентов, получивших навыки работы на тренажере, будут потом организованы группы добровольцев для работы в вузах города и области.
Занятия уже прошли в двух вузах – в Байкальской академии экономики и права и в Иркутском государственном техническом университете. Проводились они в специальных кабинетах профилактики, где размещена информация о наркотических опасностях.
Если вас заинтересовал новый реанимационно-диагностический тренажер, а также программа подготовки волонтеров, спасающих подростков от передозировки наркотиками, звоните в областное государственное учреждение “Центр профилактики наркомании”.
Телефоны: (3952) 56-64-55, 56-64-56.

Елена ИВАНИЦКАЯ

Как опередить наркоманию?

Директор региональной общественной организации “Взгляд в будущее” Алексей ХМЫРОВ делает ставку на идеальную профилактику

– Алексей Всеволодович, “Взгляд в будущее” уже не первый год занимается профилактикой рискованного поведения. Какой вы видите идеальную профилактику?
– Когда говорят, что профилактики у нас нет, это и верно, и неверно. Государственной, с привлечением всех ресурсов, системной профилактики действительно нет. Но профилактическая работа ведется и достаточно действенно. А вот комплексной профилактики нет. Ее-то и нужно создавать. Противопоставить системе – системе вовлечения в наркопотребление – целостную систему профилактики, а не отдельные усилия.
Идеальная профилактика – не мечта. Она совершенно реальна. Ее основные черты: во-первых, заблаговременное проведение, задолго до того момента, когда подросток может столкнуться с наркотиками. Во-вторых, профилактика гражданская, когда каждый член общества является звеном в ее общей системе. Не отдельные организации, энтузиасты, депутаты, врачи, а все общество, все граждане – учителя, родители, воспитатели…
Это как чистить зубы. Обществом признано: зубы чистить надо. Все чистят, всех приучают с детства. Такая вот естественная норма. Все привыкли, что иначе и быть не может. Как нельзя подбирать гадость с земли и совать в рот. Родители обязательно объясняют это малышам, никто грязь в рот и не тащит. Вот так же должно быть и с наркотиками. Нужно объяснить: наркотики – все равно что кошачья какашка, ее нельзя есть. Когда ребенок поймет, что его организм – это храм, в который нельзя вносить всякую гадость, это и будет профилактикой.
Идеальная профилактика – комплексная. Не такая, где отдельно наркотики, отдельно – “Не лезь на кран, убьет!”. Решать проблемы рискованного поведения надо в комплексе. Каждому ребенку вовремя прививать разумный эгоизм личного выбора: живи сам и давай жить другим!
Идеальная профилактика та, которая не требует от человека героических усилий. Это как с презервативом: просто, доступно, гигиенично, безопасно.
И еще: в компанию наркомана обычно попадают до 15 человек: кто-то поставляет, кого-то “подсаживают”. Такими ролями гибко меняются: один и тот же человек может становиться то тем, то этим и входить в несколько разных групп. Наркоманами все они, может, и не станут, но любопытство проявляют многие. Как вы думаете, интенсивность профилактики должна быть одна и та же или разная при большем или меньшем количестве наркоманов?
– Не знаю… Наверное, одна и та же.
– Обязательно одна и та же – самая интенсивная! Наркомания, если ее не остановить, – это вымирание нации. Количество наркоманов в каждый данный момент роли не играет. Оно может быть даже невелико. Но если процесс пустить на самотек, действительно появятся миллионы наркоманов. Ребята у нас неглупые, саморегуляция, конечно, идет, но надеяться только на это безответственно. У нас ведь в России всегда все через край. Мы же не хотим, чтобы стало, как в ЮАР, где уже появилось сиротство по СПИДу, или как в Уганде, где от
СПИДа умирают массово.
– Наркомания поражает прежде всего большие города. Какая ситуация сегодня в Петербурге?
– Очень сложная: огромный портовый город, транзит, много осложняющих факторов. Но интенсивность приобщения к наркотикам пошла на спад. Только нужно присмотреться, в чем дело. Приобщение к героину – да, падает, а к марихуане, к другим “клубным” наркотикам – нет. Мы знаем, как бороться, где и с кем работать. Мы действуем, но шампанское за победу выпьем только тогда, когда в Петербурге случится спад в несколько раз.
Что для этого надо предпринять? Работать в школе каждый день с каждым учеником, начиная с первого класса. Вот тогда будет эффект. Мы поработали в одной из школ в таком режиме, эффект сразу появился: ребята твердо и уверенно отказывались от наркотиков. Сразу, кстати, снизилась и подростковая беременность.
Я не оголтелый сторонник полового или антинаркотического воспитания в школе. Оно было бы не нужно, если бы семья, родители справлялись сами. Иногда мама с папой сами начеку, мы такому ребенку не нужны, и я только рад этому. Но далеко не у всех родителей получается, многие вообще ничего не делают или хотят, но не знают как. Погрозить пальцем: “Смотри не колись!” – это не профилактика. Разговор о духовных ценностях, о нравственности хоть и нужен, и важен, но тоже не профилактика.
Да, я, как и все, не хочу, чтобы ребенок в семь лет знал, что на свете существует такая гадость, как наркотики. Но я знаю, что происходит реально. Если сегодня ребенок ничего об этом не услышит, то завтра ему, не знающему и не подозревающему об опасности, предложат, подсунут наркотики. И он их возьмет.
Ребенок должен уметь сказать “нет”. Знать, как отказаться в острой ситуации, не взять доверчиво таблетку, думая, что это глюкоза.
Наша программа “Здоровый выбор” потому так и называется, что мы ни на чем не настаиваем, ни к чему не принуждаем. Просто рассказываем о том, что есть. А правильный выбор подростки делают сами.
– Как у вас складываются отношения с родителями подростков?
– С родителями добиваемся взаимодействия. За десять лет нашей работы недовольных родителей не было. Ни разу.
Другое дело – церковные организации. Отношения с ними складываются непросто. Нам приходится выслушивать критику: вы развращаете и разрушаете детей! Но такая критика на уровне эмоций.
В сущности, и мы, и родители, и школа, и церковь хотим одного и того же: чтобы не было наркомании, подростковых беременностей, абортов, чтобы была крепкая, здоровая семья.
Однажды к нам на занятие пришла мать девочки – верующая, жена священнослужителя. Пришла с негативным настроем. Спросила: “Что вы тут делаете?!” Мы объяснили и показали, что именно делаем. Вдруг она говорит: “Я, конечно, против, но дочка пусть остается и слушает, ведь ей жить”.
Чего мы хотим? Хотим, чтобы подросток понял несколько несложных вещей.
Если ты не хочешь стать придурком-наркоманом, то и не становись. Предложили – посылай подальше прямым текстом. Попал в компанию, где употребляют наркотики, – собирай манатки и прочь оттуда. Если кто-то собирается покончить с жизнью, тебе совсем не обязательно прыгать за ним.
Компромиссов с наркотиками не бывает. Наркотики не приемлемы ни в какой форме. Любой вариант ведет к гибели.
Спрашиваю у подростка: ты чего хочешь – отдать свою жизнь “травке”? Так отдавай! В конце концов, это твоя жизнь. Но если ты хочешь жить и что-то сделать в жизни – тогда никакой “травки”.
Повторяю: до – все просто, понятно, выполнимо. После – целая страна не знает, что делать. Проблема на сто лет.
– Существуют две взаимоисключающие точки зрения на проблему наркотиков. Одни настаивают, что надо немедленно вернуть отмененную уголовную ответственность за немедицинское употребление наркотических веществ. Другие считают, что легализация легких наркотиков снимет эффект “запретного плода”, изменит ситуацию к лучшему, потому что эти вещества будут выведены из криминального оборота…
– Парочка похорон… Наглядно так, близко, рядом. Парочка юных тел в гробу… Тут-то и подростки, и взрослые, которые ратуют за легализацию марихуаны, очнутся и увидят, что любые наркотики – не шутка. Легализация мягких наркотиков чем страшна? Легализацией всей этой культуры как таковой.
К уголовной ответственности за употребление наркотиков у меня двойственное отношение. Если бы у нас были единичные случаи, то, возможно, пересажать наркоманов было бы реально. И мера эта дала бы результаты. А если их 50 тысяч? Всех не пересажаешь, да у нас и тюрьмы переполнены.
Госнаркоконтроль прав: надо ударить по поставщикам. И поставки, и потребление нужно бить разом, но без крайностей. Любые резкие рывки здесь опасны.
Главная задача сейчас – отсечь от наркотиков здоровую молодежь. Чем угодно: общественным мнением, законодательством, молодежными настроениями, модой. Выработать к наркомании неприемлюще-брезгливое отношение осторожно, упорно, маленькими шажками. Чтобы подростки привыкли думать: потребление наркотиков – неуважение к себе, непотребление – самоуважение. Кто употребляет наркотики, тот дурак, слабак, неудачник!
– Мы все о школьниках говорим. Со студентами, наверное, совсем трудно?
– Среди студентов профилактику проводить не труднее, а даже легче. Студенты уже достаточно взрослые, многое понимающие люди. Общество как-то позабыло о студентах. В советское время в комсомоле было много плохого, но и позитивного немало. Молодежные организации очень нужны. Молодежь должна знать, что у нее есть свои объединения, перспективы, интересная молодежная жизнь. Чтобы не стремились в иную реальность с помощью наркотиков, потому что в настоящей реальности им нечего делать. Ведь наркомания всего лишь следствие.
Где государственная разумная молодежная политика?! Ну затыкают кое-как дырки и латают прорехи общественные организации. А где сами молодежные организации?
Кто сегодня воспитывает детей? Государство отказалось. Школа не справляется. Родители не успевают, все на нервах, работают на трех работах. Сходить им с ребенком попросту некуда. Даже у нас, в Петербурге. Ну в цирк, в зоопарк, в театр раз в год. В кино изредка. Куда еще?
Вот и получается, что воспитывают сверстники да телевидение. А профилактика – это и есть воспитание, которое у нас элементарно запущено. В результате ребята берут пример с какого-нибудь “Брата”. Если бы государство раскручивало положительного героя, финансировало бы детские сказки, приключенческие фильмы, где герои – приличные люди, как в американском фильме “Форрест Гамп”, например, – то и с наркотиками дело обстояло бы куда лучше.
– Многие россияне верят, что введение цензуры оздоровит общество.
– Я категорически против цензуры. По самым прагматическим соображениям: с ней будет еще хуже. Но криминалу в современном искусстве надо что-то противопоставить – доброе, нормальное, миролюбивое. Ограничений в свободной стране быть не должно. Государству не надо отнимать и запрещать, а предложить другое, лучшее. Противопоставить тупому, грубому интересное, яркое, колоритное. Дети у нас умные, молодежь мозговитая, они сами правильно выберут.
Некоторые позитивные тенденции сейчас появились. К тяжелым наркотикам молодежь стала относиться негативно. И все же с этой наркоманией проклятой справиться будет сложно. Боюсь, мы не доживем до того момента, когда появятся результаты усилий, но верю, что появятся. Каждый хочет быть по-настоящему счастливым. Причем в реальной жизни.

Региональная общественная организация “Взгляд в будущее” разрабатывает и реализует программы по профилактике поведения высокой степени риска среди подростков проводит семинары по подготовке специалистов альтернативной системы профилактики, создает и обучает группы волонтеров для профилактической работы со сверстниками. А еще бьется над уличными проектами по методу аутрич. Вам нужна консультация? Пишите и звоните!

Адрес: 195030, Санкт-Петербург, пр. Энтузиастов, 53/2
Телефон/факс: (812) 521-89-17
E-mail: Khmyrov@rol.ru

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru