ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
В русском слове “подросток” есть
вполне определенный психологический смысл. Мол,
ребенок “подрос” и в этом смысле перестал быть
ребенком, но еще не вырос по-настоящему. Не
остепенился. Не выровнял свои взаимоотношения с
жизнью. То есть рост еще продолжается.
Этимология англо-американского слова
“тинейджер” гораздо более нейтральна.
Формально говоря, тинейджеры – это те, кто
оказался в возрасте “teen” – от “thirteen” до
“nineteen”, от тринадцати до девятнадцати. Хотя
конечно же физиологическая подростковость у
многих детей начинается значительно раньше
тринадцати, а психологическая не заканчивается и
после двадцати...
Так что же такое подростковость?
Разумеется, прежде всего это возраст бурной
трансформации ребенка во взрослого. Когда вдруг
возникает новое тело – с новыми законами
поведения, с палитрой неизведанных желаний и
потребностей. И это тревожит, сбивает привычные
ориентиры, нарушает равновесие во
взаимоотношениях подростка с миром. Отсюда так
часто случающиеся в подростковом возрасте
депрессии, перепады настроений,
немотивированные выплески агрессии и слез. Это
немного похоже на то, как женщина впервые
вынашивает ребенка: она предельно напряжена,
поскольку в ней происходит процесс развития
новой и независимой от нее жизни. Ведь
подростковость – это и есть состояние
вынашивания в себе совершенно новой жизни –
вынашивание своего нового “я”. И потому
непривычное тело, возникающее вдруг и
неожиданно, как бы из ничего, вызывает не только
напряжение, но и желание понять себя, острую
потребность в рефлексии, острую потребность
размышления о себе.
Подросток вглядывается в себя с удивлением, с
тревогой, с недоумением – он должен научиться
жить с собой новым. Однако взрослый мир чаще
всего не готов и не умеет вести диалог с этим
взрослеющим миром ребенка. А у взрослеющего
ребенка зачастую нет средств для описания тех
оттенков внутренних переживаний, которые в нем в
это время происходят. И лишь изредка удается
приоткрыть туда дверцу.
Сегодня на странице “Философии взросления”
старшеклассники екатеринбургских школ.
Прощание с детством в глаголах
будущего времени
Я бы хотел понять…
Понять – значит сделать внятным,
прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по
школьным учебникам, зачастую так и не
приближаемся к его пониманию. Точнее, в нас
возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти
иллюзии опровергаются собственным жизненным
опытом. И тогда видишь, что понимание не может
прийти извне, а может быть только твоим
собственным. Понимание нельзя выучить или
усвоить – его можно только выстрадать. И
начинается путь понимания только со своих
собственных вопросов, со своих собственных
нестыковок с миром и с собой.
Я бы хотела понять, почему мир так жесток.
Почему он устроен так, что постоянно устраивает
человеку все новые и новые испытания? И если
человек их не проходит, то он обречен… Это как
борьба за выживание... Хотя почему “как”? Это и
есть самая натуральная борьба за выживание, в
которой каждый хочет выжить и ухватить лучший
кусок, не оставив больше ничего никому. Но почему?
Неужели не осталось ни одного человека, который
бы мог поддержать другого, помочь ему
выкарабкаться из ловушек, которые ему устроил
мир жестоких правил?
Дуня Б., 14 лет
Я бы хотел понять, почему почти все люди
тем или иным образом самоутверждаются, унижая
других.
Виталий В., 16 лет
Я бы хотел понять, почему в одних и тех же
делах у одного получается лучше, а у другого хуже.
Хочу понять, что такое талант и как найти свой
талант к чему-либо, если, конечно, он у меня вообще
есть.
Леня Л., 15 лет
Я бы хотела понять, почему люди всегда
все портят. К чему бы человек ни прикоснулся, все
ломается, все портится, и не только вещи, но и
чувства: например, любовь. Сначала она такая
идеалистическая, но как только человек
прикасается к ней, она становится грязной и
рваной. Почему?
Аня О., 15 лет
Я бы хотел понять, почему мир столь тесен.
Не потому, что эта теснота мне мешает, просто из
интереса. Живя в полуторамиллионном городе и
зная в лучшем случае человек 300, почему-то так
часто сталкиваешься со знакомыми людьми порой в
самых неожиданных местах.
Никита П., 15 лет
Я бы хотел понять, почему все пропадает в
небытие. Пора бы уж привыкнуть к закону о
невечности всего, но, знаете, не получается. И
когда все рушится – тогда понимаешь, что
бесполезно делать, воздвигать что-либо,
свыкаешься с мыслью, что люди – игрушки, что они
созданы не для самих себя, не для свободы. Мы все
зависимы, мы не имеем свободы. Наше “я”
затаптывается, все подменяется внешними целями.
А когда цель исполнена – человек умирает.
Весь мир – большая черная дыра…
Саша С., 15 лет
Я бы хотел понять, почему в нашей жизни
есть такие вещи, которые делают из человека
животное. Точнее, сам человек почему-то
превращается в животное.
Максим С., 15 лет
Я хочу понять, как устроена жизнь... Я
нередко просто не понимаю себя, своих действий,
своих возможностей или поступков. Скорее всего я
делаю то, что привык делать. Как часовой механизм.
Повтор за повтором… Может, пора сменить
пластинку? Да, но боюсь, это будет не скоро или
совсем не будет, потому что изменить себя нелегко.
Сергей В., 14 лет
Я всегда хотел…
Казалось бы, наши желания – это то, что,
безусловно, принадлежит нам, и только нам. Но чего
мы хотим по-настоящему? Когда наши желания
подлинны, а когда – обманны? Только по мере
взросления мы научаемся отделять наши
собственные желания от желаний, навязанных нам
извне. И подростковость – это время, когда
несовпадение собственных и чужих желаний
начинаешь осознавать максимально остро и когда
возникает максимально острая тоска по
подлинности.
Единственное, чего я хотел всегда, – это
любви и успешного будущего. Но в разные периоды
времени у меня были разные представления об
успешном будущем, я хотел разного будущего. А что
касается любви, то я просто не знал, что это такое,
и всегда хотел узнать. И иногда мне казалось, что
я знаю, что такое любовь, но спустя какое-то время
понимал, что все это было ерундой.
Леня Л., 15 лет
Я всегда хотел, чтобы наконец-то
наступил настоящий мир, мир правды, а не той лжи, в
которой люди уже просто привыкли жить. Но очень
сложно представить мир, если бы не было лжи. Если
бы не было лжи, то мы бы мучились от того, что все
слишком открыто, что все слишком правильно.
Мы сами начинаем лгать; даже если мы не хотим, мы
лжем… Нет, нас никто не заставляет, просто это
само собой вырывается из человека.
Даня Н., 15 лет
Я всегда хотела научиться читать мысли.
По-моему, это просто здорово, когда ты знаешь, кто
что думает про тебя или про кого-нибудь другого.
От этого жить было бы проще, а то очень часто не
знаешь, что о тебе (или о происходящем) думает тот
или иной человек. Моя мама умеет определять это
по жестам, по взглядам, и я ей поэтому очень
завидую, но боюсь, что моя мечта никогда не
сбудется, так как это просто нереально.
Аня О., 15 лет
Я всегда хотела быть любимой. Сама не
знаю почему. Вроде любви хватает, но все равно
кажется мало.
Таня П., 15 лет
Я всегда хотел улететь на Марс. Потому
что все достали... Сидишь себе в своей коробке,
никого не трогаешь, а тебя достают из нее и мучают
до полусмерти. Вот почему я всегда хотел улететь
на Марс.
Максим С., 15 лет
Я мечтаю о том, чтобы…
Одна из граней подросткового кризиса –
кризис доверия к своим собственным мечтам.
Волшебное состояние детства, когда все кажется
возможным и достижимым, сменяется жестким
ощущением внешних и внутренних ограничений.
Возникает кризис отношения к себе и своим
возможностям. И страх по поводу неадекватности
своих мечтаний. Но только пройдя через этот
кризис, личность обретает свою действительную
силу.
Я мечтаю о том, что никто не узнает, о чем
я мечтаю. Мечты – это то, о чем нельзя
рассказывать, иначе они никогда не сбудутся.
Дина Г., 15 лет
Я мечтаю о том, чтобы найти свое место в
жизни и не потерять его. Но я не знаю, смогу ли я?
Этот вопрос мучает меня уже на протяжении 10 лет
жизни. И до сих пор я не могу ответить на него,
точнее – не хочу! Потому что это тяжело – есть
множество, огромное множество вариантов ответа,
но только один-два мне подходят.
Еще я мечтаю о том, чтобы найти любимого человека,
которому я буду хотя бы нравиться. Эта мечта, на
мой взгляд, еще более неосуществимая, чем первая.
Потому что какого-нибудь места в жизни можно
добиться, а любви добиться невозможно. Она может
только внезапно появиться, когда ты этого не
ожидаешь. Но она может так же и уйти – незаметно и
быстро. Поэтому я ее в какой-то степени боюсь и не
хочу, чтобы она возникала…
Дуня Б., 14 лет
Я мечтаю о том, чтоб моя жизнь не была бы
скверной и нудной, как сейчас. Я мечтаю о чем-нибудь
прекрасном, особенно когда понимаю, что это самое
прекрасное на другой стороне солнечного потока.
Я же – у противоположного края, и это странно.
Игорь Н., 15 лет
Мои мечты спят глубоким сном где-то в
глубине моего сознания, и тревожить их я вовсе не
собираюсь. Это может привести к плохим
последствиям, которых я опасаюсь. Все, о чем я
мечтал, осталось в детстве, и сейчас я уже думаю,
что это все невозможно.
Максим С., 15 лет
Когда я буду взрослым…
С каждым днем у взрослеющего подростка
нарастает переживание себя как “становящегося
взрослого”. Но что значит быть взрослым? В чем
тайна взрослости? Подросток вглядывается в
смутные контуры этого приближающегося к нему
взрослого мира и пытается на свой страх и риск
расшифровать его смысл.
Взрослый человек – это тот, который
делает, что ему нравится, который совершает
поступки, предугадывая или зная, чем они
закончатся. То есть взрослый человек – тот,
который строит свою жизнь как кирпичный дом.
Когда я буду взрослым, все в моей жизни
переменится. Я буду тот же человек, но какие-то
черты моего характера убавятся. А какие-то
прибавятся. Даже сейчас каждый день у меня в
голове все меняется, и меняется характер. Он
меняется и от характера дня, и от каждого моего
поступка.
Сережа В., 14 лет
Да откуда я знаю, что тогда будет? Я могу
предсказывать одно, но случится, может, и то, чего
не ждешь. Какое-нибудь незначительное событие
может перевернуть жизнь человека вверх ногами и
повернуть в другую сторону. Жизнь человека – это
прямая линия в самом начале его пути. По дороге
жизнь ломает линию в разных местах, и к концу
жизни из ровной линии получается ломаная линия.
Вверх и вниз, большой изгиб и маленький. Я уверена,
что нет людей, у которых в конце жизненного пути
линия осталась такой же прямой, как и в самом
начале.
Александра Г., 15 лет
Когда я буду взрослым… Надеюсь, я им
никогда не буду – я хочу остаться вечным
ребенком. Хотя смотря что вкладывать в понятие
“взрослый”. Если это человек, который
“подыхает” на работе, думает, как бы заработать
денег, проверяет дневник у детей (и если оценки
плохие – то ремнем, а если хорошие – то денег на
карманные расходы), а в пятницу и выходные бухает,
то я взрослым быть не хочу. А если вкладывать в
это понятие другой смысл – человек, который
несет ответственность за себя и своих близких, то
у меня это просто не получится. Скорее всего.
Леня Л., 15 лет
Когда я думаю о том, что будет, когда я
стану взрослым, мне становится страшно из-за
огромного количества проблем, которые встанут
передо мной. Все можно представить себе в
радужном свете, но только не мою будущую
взрослость… Наверное, когда я стану взрослым, я
очень-очень сильно буду грустить по моему
несостоявшемуся детству. Я буду пытаться снова,
хоть на минуту, попасть в детство, для того чтобы
пережить то, чего я не пережил. Детство – это
хорошо, но его очень, и очень, и очень, и очень
мало…
Игорь Н., 15 лет
Когда я буду взрослым… Я не люблю думать
о том, что будет тогда, когда я вырасту. Я не люблю
загадывать, не люблю задавать установленность.
Влад К., 16 лет
Я не знаю, что тогда будет. Для меня это
большая загадка, и делать какие-то предположения
по этому поводу я, пожалуй, не рискну. Для меня это
очень травматично.
Максим С., 15 лет
Я достаточно способен, чтобы…
Жизнь требует от подростка совсем не
тех умений и способностей, на которых настаивает
школа. Прежде всего она требует способности
выживания. И тот справляется с этой задачей, кто
не просто выживает, а находит в себе силы
остаться собой.
Способна, чтобы хорошо учиться. Но для
этого нужны не только какие-то умственные данные
или прилежание, нужно гораздо больше: внутренние
силы. Ведь когда ты хорошо учишься, ты
становишься своего рода изгоем среди
одноклассников, над тобой все подтрунивают.
Двоечником или троечником быть легче, все тебя
принимают за своего. А агрессивное отношение
одноклассников – это хуже всего.
Аня О., 15 лет
Думаю, что я достаточно способен, чтобы
сделать свою жизнь такой, какой я бы хотел ее
сделать. Но мне не хватает усилий, чтобы
приводить свои способности в движение. Моя
“материнская плата” не поддерживает аппаратное
ускорение, и я “зависаю” между разными видами
разгильдяйства. Мне не хватает цели,
целеустремленности. Есть цель “жить долго и
счастливо”, как в концовке сказки, но эта цель
далеко, она расплывчата, и я не могу ее четко
увидеть и попадаю “в молоко” подростковых
заморочек. “Молоко” вообще удачное сравнение,
потому что оно не прозрачно, оно создает пелену
на глазах, и первоначальная цель исчезает из зоны
видимости.
Никита П., 15 лет
Я достаточно способен, чтобы быть самим
собой. И наверное, это то, что умеет не каждый
человек.
Максим С., 15 лет
Я чувствую себя счастливым, когда...
И вечный вопрос – о счастье. В том
“переходном” возрасте, когда все зыбко и
неустойчиво, счастье – это не то, что дано от
рождения, и не то, что зависит от окружающих тебя
взрослых; счастье – не то, что можно выиграть в
лотерею или получить как подарок судьбы.
“На свете счастья нет...” – подростковый опыт
уже достаточен, чтобы увидеть и мудро принять
печальную истину этих строк. И все-таки счастье
есть. Но только как миг, мгновение. Как момент
преодоления, момент победы над собой и
обстоятельствами.
А значит, счастье – это то, что зависит только от
тебя самого, а не от мамы с папой или от
сложившихся условий существования.
Счастье, на мой взгляд, для людей может
быть в том, чего им и не снилось; счастье не в
деньгах и не во власти, счастье в самом
осуществлении каких-то идей человека. Именно
понимание того, что я смог то, о чем мог только
мечтать, для меня является счастьем.
Сережа В., 14 лет
Я чувствую себя счастливым… А я
чувствую себя счастливым? Я, наверное, ни разу в
жизни не чувствовал себя счастливым: счастливым
себя в полной мере почувствовать нельзя. Есть
только цели в жизни – и преодоление этих целей, т.е.
в некоторой степени их достижение. Это и есть
счастье.
Влад К., 16 лет
Чувствую себя счастливой, когда меня
ничего не беспокоит и даже не беспокоит тот факт,
что меня ничего не беспокоит. Когда я полностью
независима ни от других, ни от себя… Должна
сказать честно, такого никогда не бывает, просто
жизнь не позволяет подобной личностной
распущенности. Из этого следует, что я никогда не
была счастливой.
Ирина К., 15 лет
Я чувствую себя счастливым, когда все
сначала очень плохо, как никогда раньше, а потом
это кончается. Не знаю почему, но так странно
происходит. Скорее всего это не настоящее
счастье, а просто частичка чего-то, что для меня
является еще не опознанным, не изведанным, но все
еще впереди. Вопрос о счастье действительно
является каким-то фундаментом в построении
отношений между людьми. Почему счастье так
недолго, мимолетно, почему оно не является
продолжительным? Может, как раз поэтому оно так
ценно в жизни человека?
Максим С., 15 лет
Я чувствую себя счастливой, когда у меня
есть возможность заняться тем, чем я хочу. Просто
в моем возрасте, да наверное и не только в моем,
человек далеко не всегда способен делать то, что
он действительно хочет. Человек – существо
несвободное, он живет в рамках своей культуры, в
рамках того, чего от него хочет его среда.
Когда же мне удается сделать то, что хочется, –
это нередко для меня становится праздником, и не
только потому, что я сделала что-то по-своему, а
еще потому, что у меня нашлись силы. Чтобы сделать
свой и только свой поступок, нужно иметь силу,
чтобы, во-первых, потом за него ответить, а во-вторых,
возможно, пойти против кого-то.
Аня О., 15 лет
Я чувствую себя счастливым, потому что я
живой. Мне нравится этот мир.
Алеша М., 13 лет
Детские тексты предоставлены Ириной
Христосенко г. Екатеринбург
Фото С.ШАХИДЖАНЯНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|