ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
“Педагоги поняли, что информационные
технологии в образовании не научная фантастика,
а реальность”
25 апреля Федерации Интернет
Образования (ФИО) исполняется четыре года.
Накануне этой даты мы беседуем с Ответственным
секретарем ФИО Сергеем МОНАХОВЫМ
–
Сергей Владимирович, как на протяжении четырех
лет менялось понимание целей Федерации Интернет
Образования и проекта «Поколение.ru»?
– Нашей целью было и остается содействие
информатизации российского образования. Мы
пытаемся создать модель, прообраз
государственно-общественной системы обучения
педагогов новым, в первую очередь информационным
технологиям.
– Основной постулат ФИО – «партнерство
власти, бизнеса, общественности – основа
развития российского образования». Удалось ли
Федерации установить такое сотрудничество?
– Я считаю, что нам удалось на конкретном примере
показать, что такое партнерство возможно, оно
может быть эффективным. В создании и поддержке
наших центров участвуют администрации регионов,
большой и средний бизнес.
ФИО проводит много мероприятий в регионах.
Только в этом году мы провели два
межрегиональных интернет-фестиваля для учителей
юга России в Нальчике и Центральной черноземной
зоны в Липецке. Такие крупные мероприятия были бы
невозможны без сотрудничества с региональной
властью, и прежде всего с органами управления
образованием.
– Будет ли ФИО в дальнейшем делать упор на
сотрудничество с властью или все же продолжит
поиски общественных инициатив в развитии
образования?
– Мы продолжим искать варианты
эффективного многостороннего партнерства с
властью, бизнесом и общественностью. Я уверен,
что это ключевой момент, определяющий успешность
как отдельных образовательных проектов, так и
развития российского образования в целом.
– С Федерацией Интернет Образования
работают несколько бизнес-партнеров. Какими
мотивами обычно руководствуются
бизнес-структуры, начиная благотворительную
деятельность?
– Возникновение и реализация проекта
«Поколение.ru» – производная от позиции ЮКОСа как
корпоративного гражданина нашей страны. Этот
проект не коммерческий, но и не
благотворительный. Изначально он задумывался
как партнерский. Пока аналогов нашему проекту по
его масштабу, системности и долгосрочности в
России нет.
Я знаю о том, что многие бизнес-структуры ведут
свои благотворительные программы в области
образования, культуры, здравоохранения и т.д.
Мотивы могут быть разные, главное, чтобы были
необходимые нашему обществу результаты.
– Вы начинали в трудных условиях, когда
система образования не имела даже примерных
стратегических ориентиров. На Ваш взгляд, какие
изменения произошли за это время в российской
школе? Какой она стала?
– За эти годы мне приходилось общаться с
сотнями и сотнями педагогов. И я могу утверждать,
что в сознании российского учителя произошел
некий перелом. Педагоги поняли, что
информационные технологии в образовании – это
не какая-то научная фантастика, а реальность.
Государство стало заниматься не только
социальными проблемами учителей, но и созданием
условий для их творческой самореализации. В
педагогическом сообществе укрепилось понимание,
что получение общего образования не самоцель.
Главная задача школы – подготовить ребенка к
будущей не всегда простой жизни. Классно-урочная
система давно уже перестала отвечать новым
общественным вызовам, но это не причина для ее
уничтожения в одночасье. В школе необходимо
внедрять новые проектные и игровые формы и
методы обучения. Не повсеместно, но это уже
происходит. Процесс, что называется, пошел.
– Появилась ли у российского образования
системная стратегия и насколько она адекватна
основным принципам вашей работы?
– Пока я не вижу системного подхода к
обновлению системы образования. Но меня радует,
что из обихода уходит само понятие «реформа
системы образования». Если бы меня спросили,
какой лозунг нужно повесить над зданием, которое
называется «Система образования», я бы сказал:
«Нет – реформе!» Проблема тут не в названии, а в
понимании того, что систему образования, как и
любую консервативную систему, можно либо
обрушить (вопрос только: зачем и что дальше?) или
реформировать, понимая, что это очень сложный,
длительный и ресурсоемкий процесс. К слову,
консервативность системы образования позволила
ей устоять в самые сложные постсоветские годы.
Образовательной системе нужно помогать, в том
числе создавая новые, адекватные современным
вызовам образовательные институты. Один из таких
институтов – единая информационная
образовательная среда. Я счастлив, когда мне
говорят, что деятельность ФИО является одним из
факторов создания этой среды.
– За четыре года деятельности ФИО уже создан
41 центр интернет-образования. Открытие какого
центра вам более всего запомнилось?
– Запомнились все открытия. Каждое –
праздник и для региона, и для ФИО. И каждый центр
ежедневно вносит свой вклад в общее дело
обучения педагогов. На сегодняшний день
выпускников Федерации уже более 100 тысяч человек.
– В 2002 году Вы были удостоены президентской
премии за научно-практическую работу
«Общественно-государственная система
формирования информационной среды
образовательного учреждения». Что такое
«информационная среда образовательного
учреждения»?
– Премия Президента России в области
образования за 2002 год была присуждена
творческому коллективу, я был только его
руководителем. Информационная среда формируется
в условиях присутствия школы в открытом
информационном образовательном пространстве.
Для эффективной работы школы в этом пространстве
ей необходимы компьютерная техника, устойчивый
канал выхода в Интернет, электронные
образовательные ресурсы и подготовленные
педагогические кадры. При этом должно быть
понимание, что компьютеры и Интернет – это
только средства сделать для ребенка
образовательный процесс более интересным и
доступным. Ведь не стоит задача усадить всех
учителей и учеников за компьютеры. Но если в
каждом предметном классе есть компьютер,
мультимедиа-проектор, экран, коллекции цифровых
образовательных ресурсов и есть учитель, который
использует все это при подготовке к уроку и во
время его проведения, – это то, что нужно.
– Создание центров ФИО – уже отлаженный
процесс. Какие новые информационные технологии в
системе образования видятся вам в перспективе?
Что еще ФИО хотелось бы реализовать в ближайшем
будущем?
– Наше главное направление на ближайшие годы –
обучение учителей. По мере того, как будут идти
государственные программы информатизации
образования, с неизбежностью будут создаваться
районные и муниципальные центры обновления
профессионализма учителя, эти центры будут ближе
к школе. А наши центры при этом будут больше
заниматься инновационной деятельностью. Наши
ближайшие планы: к 2006 году увеличить количество
наших центров до 50, а к 2007 году организовать
обучение не менее 250 тысяч российских педагогов.
Впереди у нас пятый год работы на благо
российского образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|