Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Регионы хотят норматива

В день открытия Российского образовательного форума состоялась пресс-конференция с участием руководителей органов управления образованием Московской, Самарской областей, Санкт-Петербурга, Калмыцкой и Чеченской республик.

Разговор шел об основных задачах развития образования в регионах. Несмотря на различия, которые объясняются спецификой каждой территории, почти все отметили, что приоритетной задачей должно стать повышение статуса учителя, улучшение его материального положения.
По словам министра образования Московской области Лидии Антоновой, “воспитать всесторонне развитую личность может только тот человек, который чувствует себя успешным и счастливым”. А счастье, как известно, не в деньгах, а в их количестве. За последние четыре года зарплата подмосковных педагогов повысилась в 4,4 раза. Динамика, конечно, впечатляющая. А ее реальное денежное выражение? Тут Лидия Антонова скромно промолчала. Видимо, чтобы никого не расстраивать.
Заместитель начальника Департамента образования Санкт-Петербурга Ольга Иванова красочно поведала о том, что губернатор северной столицы Валентина Матвиенко наметила амбициозную, но выполнимую задачу – к концу 2004 года повысить зарплату работникам бюджетной сферы до уровня прожиточного минимума Санкт-Петербурга. И подчеркнула, что считает это большим достижением. Правда, отвечая на вопросы журналистов, Ольге Ивановой пришлось признаться, что прожиточный минимум в городе на Неве где-то около 3500 рублей. В зале раздался вздох разочарования: заинтригованный размахом “амбициозных” задач, поставленных губернатором Санкт-Петербурга, народ явно ожидал большего. Правда, целевая программа “Педагогические кадры”, принятая законодательным собранием города, немного примирила. В ней обещают финансовую поддержку учителям и жилье. Предусматриваются и другие меры по привлечению педагогов в
школы.
Министр образования Калмыкии Бадмы Салаев заявил, что в июле нынешнего года они планируют утвердить республиканский закон об учителе.
Журналист Новгородской области с тревогой посетовал: деятельность регионов, направленная на повышение статуса учителя, не подкрепляется соответствующими мерами на федеральном уровне. Комментируя справедливый упрек журналиста, министр образования Самарской области Ефим Коган сказал: “Статус педагога не столько зарплатой определяется, сколько его ролью в решении задач, которые ставит перед ним общество и власть”. А главную свою задачу работники образования Самарской области видят в воспитании конкурентоспособной личности. На статус учителя, по мнению Ефима Яковлевича, влияет и отношение местных властей, которые выделяют деньги на образование. Чем оно лучше – тем больше денег. Поэтому, чтобы школа не зависела от капризов начальников разного уровня, необходимо перейти на нормативное финансирование, которое обеспечит приток учеников в хорошие школы, а вместе с ними и средства.
Руководители органов управления образованием с обидой говорили об отсутствии федеральных нормативов финансирования, чья роль – служить определенной планкой для регионов, ниже которой они не имели бы права опускаться. О необходимости разработки этих нормативов уже шла речь на Совете руководителей органов управления образованием, где присутствовал новый министр образования и науки Андрей Фурсенко. Остается только ждать.
На форуме было озвучено обращение Президента РФ Владимира Путина, в котором, в частности, говорится о том, как необходима “широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере”. И эти слова пока только на бумаге. До следующего форума?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru