Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2004

Первая тетрадь. Политика образования


БЛИЦ-ОПРОС 

Сергей КАМЕНСКИЙ

Оборотная сторона

Рассказать о том, какой представляется ситуация с обучением на русском языке в странах СНГ тем, кто живет в этих странах, мы попросили преподавателей русского языка и литературы из ближнего зарубежья.

Грузия

Виктория ПОПОВА, педагог-русист, ныне безработная

К сожалению, русский язык в грузинских школах стал на положении иностранного. Многие учителя русского языка и я со своими двадцатью годами педагогического стажа остались безработными.
“Как вы выживаете?” – часто спрашивают иностранцы. Посчитав наши доходы, они удивляются, что мы вообще живы. Полагающаяся мне пенсия, если пересчитать, составляет семь долларов. Зимой у меня в комнате замерзает вода в стакане. Над учебником русского языка и литературы для 9 класса грузинской школы мы с коллегами работали при керосиновой лампе. Но работали. И написали.

Латвия

Андрей ЕФРЕМОВ, учитель русского языка

Общеизвестная истина: чем больше языков знает человек, тем он богаче. А русский язык – это не просто язык соседнего государства, это язык многих и многих жителей Латвии, не обязательно русских. Но власти не желают этого замечать.
Выпускники нашего лицея в абсолютном большинстве не испытывают языковых трудностей при обучении в вузах. Латышский язык у нас изучается с первого класса. Многие ученики двуязычны с самого раннего детства, потому что выросли в смешанной семье.
Учебники у нас свои. Литература из России – это, увы, слишком дорого. В Риге есть магазин “Русская книга”, но книги у нас вообще дорогие (учебники стоят около 3,5 доллара), а при пересылке из России становятся совсем недоступными. Здорово помогает российское посольство. Каждый год группа русских и латвийских учителей имеет возможность выехать на курсы повышения квалификации в Россию.

Приднестровье

Александр ЧЕРНОВ, преподаватель русского языка и литературы

У нас очень ясно осознают роль русского языка как языка межнационального общения. Моя ученица, молдаванка, вспоминая кровавые события 92-го года, написала в сочинении: “Я хочу, чтобы, как и прежде, на моей улице дружно жили молдаване, русские, украинцы, поляки, евреи, немцы, гагаузы и чтобы русский язык был языком дружеского общения разных народов”.
Что касается учебников и пособий, то и в Приднестровье, и в Молдове большую помощь оказывает российское посольство. Большие партии учебников присылает в русские школы московское правительство. Но нам нужна помощь России в подготовке педагогических кадров. Того количества мест, какое выделяет Воронежский университет, нам явно не хватает, и потребность усовершенствовать свою квалификацию превышает те лимиты, которые выделяет посольство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru