Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N33
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о  Васильевском  острове

Васильевский остров – город в городе. Или даже государство в государстве. Как, к примеру, Ватикан.
Жители Васильевского острова гораздо больше петербуржцы, нежели жители Адмиралтейской части, Черной речки и Полюстрова. Они интеллигентнее, скромнее, горделивее.
И сами, разумеется, это прекрасно понимают.
Все на Васильевском немножечко другое. Прохожие степеннее, реклама сдержаннее, тротуары чище, а гаишники предпочитают взяткам составление протоколов.
На острове сосредоточено множество символов Санкт-Петербурга. Меншиковский дворец, Ростральные колонны, Биржа, университет, Академия художеств, Академия наук, Кунсткамера и сфинксы – все это здесь. И дворы-колодцы на Васильевском какие-то особенно глубокие.
Приверженцу суетной жизни на Васильевском, пожалуй, не понравится. Здесь нет громадных магазинов, мало ресторанов, а за пение в общественных местах следует порицание милиционера.
Как ни странно, на Васильевском ходит троллейбус. Странно, поскольку кажется, что здесь нужно ходить пешком, ходить зигзагами, перемещаясь с линии на линию, с проспекта на проспект. А уж станция метро воспринимается и вовсе как кощунство. К счастью, она тут всего одна и называется, естественно, “Василеостровская”.
А утомившись от метаний по Васильевскому острову, можно зайти в какое-нибудь тихое кафе, а то и вовсе убежать на Невский. Многие именно так и поступают – к Васильевскому нужно долго привыкать, не каждому дано понять и полюбить его за несколько часов. Но, полюбив, разлюбить невозможно.

КНИГИ 

Г.Ю.Никитенко, В.Д.Соболь.

Василеостровский район

СПб.: “Белое и Черное”, 2002

“Смоленское кладбище учреждено указом Сената в 1756 году, но существовало и прежде. В 1760 году закончили строительство деревянной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери. После многократных ремонтов и переделок в 1792 году ее переосвятили во имя Михаила Архангела.
Здесь первоначально были похоронены Т.Г.Шевченко и А.А.Блок, а ныне охраняются как исторические памятники могилы выдающихся ученых – В.В.Петрова, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.Н.Зинина, В.М.Севергина, В.Я.Буянковского, художников – В.Е.Маковского, А.Д.Кившенко, К.Я.Крыжицкого, В.К.Шебуева, Н.Н.Дубов-
ского, архитекторов В.А.Глинки и А.Ф.Щедрина, оперных артистов О.А.Петрова и А.Я.Петровой-Воробьевой. На монументах – имена декабриста К.П.Чернова, создателя русского броненосного флота вице-адмирала А.А.Попова, изобретателя самолета А.Ф.Можайского, писателя Ф.К.Сологуба, революционера-большевика А.П.Леонова. Об исторических событиях, связанных как с жизнью Васильевского острова, так и нашего города, страны, напоминают памятники рабочим, погибшим при взрыве на трубочном заводе в 1877 году, нижним чинам лейб-гвардии Фин-
ляндского полка – жертвам взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, морякам подводной лодки “Дельфин”, утонувшим при неудачных испытаниях летом 1904 года, жертвам Февральской революции 1917 года, защитникам блокадного Ленинграда”.
Этот труд – подробная и обстоятельная энциклопедия Васильевского острова. Каждый дом удостоился чести быть упомянутым здесь. Кстати, у энциклопедии есть электронная версия: http://spb-vo.narod.ru/ind.htm.

Виктор Бузинов.

Десять прогулок по Васильевскому

СПб.: “Остров”, 2002

“Название его – Васильевский, с точки зрения топонимики не прояснено до конца. До сих пор бытует легенда, что назван он так по имени поручика бомбардирской роты Василия Корчмина. После закладки Петропавловки он командовал батареей на Стрелке острова, доставшегося русским под именем Гирви-саари, что значит Лосиный. Посылая Корчмину деловые депеши, Петр адресовывал их кратко: “Василью, на остров”. Отсюда, дескать, и Васильевский. Но это лишь миф.
Васильевским остров назывался еще в XV веке. Среди новгородских посадников, владевших им, известны три Василия – Василий Казимир, Василий Селезень по прозвищу Губа и Василий Ананьин. Большинство исследователей до недавнего времени сходились на том, что остров был назван по имени казненного Иваном III в 1471 году Василия Селезня. Но так ли это на самом деле – доподлинно неизвестно”.
В отличие от предыдущей книги этот путеводитель менее подробен, зато более субъективен. Исторические факты здесь переплетаются с воспоминаниями и ассоциациями автора. Его можно читать просто как художественную повесть.


МНЕНИЯ 

“Нанимал я квартиру на Васильевском острову, в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки… Лежа на полу на своей шинели (т.к. пришлось продать все свое скудное имущество), я сделался предметом праздного любопытства уличных зевак, которые с утра до ночи толпились у моих окон. Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я решился описать одного помещика с женою... Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти”.

Н.Некрасов, писатель, о событиях 1840 года

“Васильевский остров почти такой же, как и ныне. Там перемен мало, только вокруг стоявшего на пустынной площади памятника Румянцеву разведен сад. Тут же неподалеку, в Первой линии, три замечательных дома. В одном жил долгое время баснописец Иван Андреевич Крылов, в двух комнатах большой запущенной квартиры, среди весьма непоэтического беспорядка, в объятиях той лени и неподвижности, которые много лет мешали ему перевесить криво висевшую над его любимым местом и угрожавшую падением на голову картину. Рядом дом, где жил знаменитый историк Николай Иванович Костомаров, изобразитель в художественных образах нашей старой жизни и ее деятелей. Еще далее по Кадетской линии, отделенный от здания Первого кадетского корпуса, стоит двух-
этажный каменный дом, дорогой по воспоминаниям для всех, кому близко гражданское развитие родины. Здесь, в конце пятидесятых годов, под председательством графа Ростовцева, заседали редакционные комиссии, выработавшие план и осуществление освобождения крестьян, то есть отмену того ига рабства, которым, по выражению Хомякова, была клеймена Россия”.

А.Кони, юрист, о середине XIX века

“В далеких перспективах Васильевского острова пылал осенний закат. Багровым и мрачным светом были озарены баржи с дровами, буксиры, лодки рыбаков, дымы, запутавшиеся между решетчатыми кранами эллингов. Пожаром горели стекла пустынных дворцов.
С запада, из-за дымов, по лилово-черной Неве подходил пароход. Он заревел, приветствуя Ленин-
град и конец пути. Огни его иллюминаторов озарили колонны Горного института, Морского училища, лица гуляющих, и он стал ошвартовываться у плавучей, красной, с белыми колонками таможни. Началась обычная суета досмотра”.

А.Толстой, о 1920-х годах


ЛЕТОПИСЬ 

1704
1714
1716
1717

1718
1722
1727
1727
1730
1737
1850
1905
1907
1917

– Александр Меншиков получает в подарок Васильевский остров.
– Александр Меншиков лишается Васильевского острова.
– утвержден проект развития острова Доменико Трезини.
– по Генеральному плану Петербурга, составленному Ж.-Б.Леблоном, запланировано расположение царской резиденции и административного центра России на Васильевском острове.
– вводится в обиход термин “линия”, обозначающий лишь одну сторону улицы.
– образована Галерная гавань.
– наведен первый наплавной мост, соединивший Васильевский остров с Исаакиевским собором.
– Васильевский остров переименовывается в Преображенский.
– Преображенский остров вновь становится Васильевским.
– создана Васильевская полицейская часть. В нее вошли два острова – Васильевский и Голодай (ныне остров Декабристов).
– построен первый стационарный мост, связавший Васильевский остров с Адмиралтейской частью.
– на Васильевском острове воздвигается первая в России баррикада.
– на Васильевском острове открыт трамвайный парк.
– Васильевская часть переименовывается в Василеостровский район.


МУЗЕИ 

Кунсткамера

Университетская набережная, 3

Кунсткамера считается старейшим из музеев нашего Отечества. Она была открыта по приказу самого Петра Великого и на основании его личных коллекций. А Петр, как известно, очень даже интересовался всяческими “монстрами и натуралиями”.
Естественно, что при формировании этого учреждения случались всяческие перегибы и курьезы. Еще бы, дело для России совершенно новое. Об ужасах создания Кунсткамеры писал Юрий Тынянов в своей потрясающей повести “Восковая персона”: “Указ о монстрах или уродах. Чтобы в каждом городе приносили или приводили к коменданту всех человечьих, скотских, звериных и птичьих уродов. Обещан платеж по смотрении. Но мало приводили. Драгунская вдова принесла двух младенцев, у каждого по две головы, а спинами срослись. Сделан ли платеж малый или что другое, – но в таком великом государстве более уродов не оказывалось.
И тогда генерал-прокурор, господин Ягужинский, присоветовал ввести на уродов тарифу, чтоб платеж был справедливый. Плата такая: за человечьего урода по 10 рублей, за скотского и звериного по 5, за птичьего по 3. Это за мертвых.
А за живых – за человечьего по сту рублей, за скотского и звериного по 15, за птичьего урода по 7. Чтоб не слушали нашептов, что уроды от ведовства и от порчи. Чтоб доставляли в куншткамору. Для науки. Если же кто будет обличен в недоставлении – с того штраф вдесятеро против платежа. А если урод умрет, класть его в спирты. Нет спиртов – класть в двойное вино, а то и в простое и затянуть говяжьим пузырем. Чтоб не портился.
Многие стали косо смотреть: нет ли где монстра или урода? Потому что за человечьего урода платили по сту рублей. Стали косо смотреть друг на друга. Особенно смотрели коменданты и губернаторы.
Встречались монстры. Князь Козловский прислал барашка, восемь ног; другого барашка, три глаза, шесть ног. Он ехал по дороге, видит – пасется баран, а у него ног не то шесть, не то осмь, в глазах рябит. Думал, что от водки, и проехал мимо – потом велел имать; привели барана – осмь ног. Приказано искать хозяина. Пошли в дом; там не найдено никого – хозяин в нетях и скорей всего схоронился в овсы. Велено барана взять. Получено благоволение и 30 рублей денег. Тогда узнал про это уфимский комендант Бахметьев и вы-
смотрел такого теленка, у которого были две монструозные ноги. Но за эти ноги дано 10 рублей. Нежинский комендант прислал человечьего урода: один младенец, глаза под носом, уши под шеей, а сам нос невесть где. Тогда пушкарская вдова из Москвы, с Тверской улицы, представила младенца, у которого рыбий хвост. А губернатор, князь Козлов-
ский, все смотрел, нет ли человечьего монстра, потому что 100 рублей и 15 рублей – оказывало большую разницу. Но не было. Тогда послал двух собачек. Собачки были обыкновенные, но дело в том, что они родились от девки шестидесяти лет. И хотел получить 200 рублей, как за человечьих уродов. Все-таки дано 20, потому что собачки были не скоты и даже не уроды. И он дал наказ всем комендантам – смотреть востро, и тогда получат часть. И послана в куншткамору свинья с человеческим лицом – если смотреть сбоку, – чело у нее, у свиньи, похоже на людское. Человеческий фронт. Но одним это казалось, а другим нет. Дано 10 рублей”.
Естественно, со временем процесс формирования коллекций сделался более цивилизованным. А Кунсткамера стала не только первым, но и самым любопытным из музеев государства. Герой крыловской басни “Любопытный” восхищался:

“Приятель дорогой, здорово! Где ты был?”
“В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!”

Именно из этой басни взята была известнейшая присказка: “Слона-то я и не приметил”.
Впрочем, человек вполне реальный, критик Добролюбов оказался в схожей ситуации: “На днях я был в музее зоологическом, или, как обыкновенно говорят, в Кунсткамере, и здесь разыграл роль Любопытного… Я видел множество зверей, птиц, насекомых и минералов. Особенно занялся я насекомыми, по старой памяти. Действительно, здесь коллекция бабочек – превосходная. Видел и слона. Его, впрочем, не диво не приметить: он стоит отдельно, в боковой комнате. А в самом деле, замечательная личность… Но я стал говорить об этих зверях, о насекомых с одним студентом; он как-то помянул о ките… Я говорю ему: “Да кита там нет!”…И поднялся смех, что я кита не приметил. Оказалось, что в музее находится остов его, который я и пропустил без внимания”.
И разумеется, сейчас, спустя три сотни лет с момента основания музея, что-либо “не приметить” здесь вполне возможно – Кунсткамера насчитывает почти два миллиона единиц хранения.
КСТАТИ, официальное название Кунсткамеры – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.



ИНТЕРНЕТ 

http://mo8.municip.nw.ru/index.htm

В 1716 г. архитектором Доменико Трезини по приказу Петра I был составлен проект планировки и застройки города. По этому проекту строительство столицы предусматривалось на Васильевском острове. Остров разбивался рядом поперечных каналов-улиц, связанных между собой широкими продольными каналами, идущими с востока на запад. Проект хотя и остался нереализованным, повлиял на всю последующую застройку острова.
Проект, утвержденный в 1718 году, предусматривал создание на юго-восточной оконечности острова главной площади с комплексом административных, торговых и научных учреждений. Тогда же установили стандартную ширину улиц в 13 саженей (около 30 метров).
Доработка проекта шла и в 20-е годы XVIII века.
В 1720–1730-х годах застраивалась Стрелка, где появились здания Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Кунсткамера, дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома приближенных Петра I. Сюда были переведены правительственные учреждения, Академия наук, морской торговый порт, здесь находился академический университет. В тот же период на Васильевский остров переехала Морская академия (позднее Морской корпус). Меншиковскую усадьбу занял сухопутный шляхетский корпус. В середине XVIII века здесь расположилась Академия художеств, а в 1770-х годах открылось Горное училище – ныне Горный институт.
То есть еще в XVIII веке сложилась структура научных и учебных учреждений, которая в основном сохранилась.
Первая местная церковь – православная, во имя Воскресения Христова – существовала в усадьбе Меншикова. Затем для быстрорастущего населения острова построили православную церковь Святого Андрея Первозванного, а в середине XVIII века – Благовещенскую, а затем ряд других.
Население острова составляли дворяне, купцы, служащие коллегий, ученые, преподаватели, офицеры, чиновники. Средний уровень грамотности василеостровских семей оказался выше, чем в других частях столицы.
Иностранные купцы, обосновавшиеся при морском порте и портовой бирже, и ремесленники составляли лютеранскую общину. В ней было немало лиц из Академии наук и учебных заведений. Община имела свою кирху – каменное здание в начале Большого проспекта – церковь Святой Екатерины.
Во второй половине XVIII века на берегах Смоленки уже существовали православное, лютеранское и армянское кладбища.
Параллельно с развитием основной части острова на западном морском побережье складывался обособленный жилой район со своими характерными чертами. Начало ему положил Петр I, по приказу которого вырыли прямоугольный бассейн с каналом для выхода в Финский залив – Галерную гавань.
Этот отрывок взят из официального сайта восьмого муниципального округа, в который и входит Васильевский остров. Как ни странно, на таком серьезном интернет-ресурсе можно отыскать немало интересных исторических подробностей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru