НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
“Школьный автобус” – взгляд из
космоса
Нынешним летом 120 автобусов, которые
развозят около 2 тысяч детей по сельским школам
Калужской области, будут оснащены системой
спутниковой связи, которая обеспечит надежный
контроль за передвижением автобусов и
оперативную связь с диспетчерской.
Как нам удалось выяснить, такое новшество
применили пока только в этом регионе, хотя
программа “Школьный автобус” действует во
многих территориях России.
Техника на службе безопасности
В настоящее время в Калужской области
действует 495 общеобразовательных учреждений, из
них 346 – сельских.
Два года назад по распоряжению губернатора
Анатолия Артамонова в Калуге было создано
государственное учреждение “Школьный автобус”,
которое принимало на работу водителей,
выплачивало им зарплату, компенсировало расходы
на бензин, обеспечивало техобслуживание и
контролировало их работу. Последняя задача
оказалась самой трудной: да и возможно ли
уследить за перемещениями машин по всей области?
Ведь некоторые автобусы наматывают за день по 200
км по самым отдаленным районам. А как быть, если
водитель превысил скорость или отклонился от
маршрута ради того, чтобы подвезти попутчиков за
дополнительную плату или просто заехать к теще
на блины? И хотя водителям выплачивается
неплохая по здешним меркам зарплата плюс
премиальные для особо отличившихся,
человеческий фактор нельзя не учитывать.
Дисциплина среди водителей школьных автобусов
должна быть железной.
Исходя из всех этих соображений по инициативе
губернатора в этом году был объявлен тендер на
разработку системы спутниковой связи для
школьных автобусов. Организатором конкурса
выступил Фонд имущества Калужской области, а
заявки на участие прислали три фирмы – из Москвы,
Санкт-Петербурга и Калуги.
“Цезарь Сателлит”: пришел, увидел,
победил
Как был организован конкурс?
– Мы провели полевые испытания, которые длились
почти полтора месяца, – рассказал “ПС”
председатель областного Фонда имущества Константин
Яковлев. – За их ходом наблюдали эксперты
МВД, мэрии, департамента образования.
В итоге победителем была признана московская
фирма “Аларм Сервис Центр Мониторинг”, которая
уже давно и успешно действует на рынке: сегодня
около 6 тысяч автомобилей оборудованы охранной
системой “Цезарь Сателлит”. С ее помощью
фирмы-грузоперевозчики следят за тем, не
отклоняются ли от маршрута дальнобойщики, а
автолюбители-частники используют ее как
противоугонную, а заодно страхуют себя от
разбойных нападений и других неприятностей на
дороге.
Система устроена следующим образом: в автобусе
устанавливается блок, который автоматически
записывает данные о маршруте, графике, скорости
движения автобуса и передает эту информацию на
центральный компьютер в диспетчерской,
расположенной в Калуге. Всю информацию оператор
может снять или моментально, или в конце рабочего
дня в зависимости от программы, которая будет
установлена в блоке каждого конкретного
автобуса: за нерадивыми водителями будут следить
чаще, за дисциплинированными – реже.
Очень важно и то, что система снабжена “черным
ящиком” и аварийной кнопкой, моментально
сигнализирующей о какой-то поломке или ЧП.
Двухсторонний контакт между водителем и центром
(городской диспетчерской) обеспечивается за счет
мобильной связи. Причем информация записывается
в бортовой компьютер, установленный в автобусе,
даже в недоступных для связи районах.
Стоимость установки спутниковой связи на всех 120
школьных автобусах составит 4 млн рублей, что, по
свидетельству руководителя отдела развития
региональной сети ЗАО “Аларм Сервис Центр
Мониторинга” Любови Голяк, лишь покрывает
затраты на выполнение услуг. “Это социальный
проект, и никакого бизнеса в нем нет, – говорит Любовь
Голяк. – Тем не менее для нас как для
коммерческой структуры было очень почетно
участвовать и одержать победу в этом тендере”.
Относительная дешевизна проекта также стала
одним из аргументов в его пользу. По подсчетам
специалистов, обслуживание одного автобуса,
оснащенного спутниковой связью “Цезарь
Сателлит”, обойдется примерно в 4 тысячи 700
рублей в год.
Затраты окупятся с лихвой
На вопрос, каково отношение самих
шоферов к этому техническому новшеству, главный
механик государственного учреждения “Школьный
автобус” Валентин Гашинский ответил:
“Кому понравится ужесточение дисциплины и
контроля?” И сразу добавил, что вывести из строя
или отключить блок, установленный в автобусе,
практически невозможно, поскольку
предупреждающие сигналы сразу же поступят на
пульт центральной диспетчерской.
“Эта программа нам крайне необходима, поскольку
позволит обеспечить безопасность детей. Поэтому
все расходы на это дело оправданны и окупятся с
лихвой”, – убеждены и Константин Яковлев,
и Валентин Гашинский, и представители
департамента образования Калужской области.
“Уже сегодня благодаря школьному транспорту
дети из глубинки имеют возможность получать
более качественное образование: например,
изучать иностранные языки, заниматься в
музыкальной школе, других кружках, принимать
участие в областных олимпиадах, смотрах и
конкурсах, – рассказывает Эльвира Тюрина.
– В выходные дни сельских детей на этих же
автобусах отвозят в театры. Кроме того, в период
проведения ЕГЭ выпускников из разных районов
области доставляют в пункты проведения
эксперимента. И наконец, нельзя забывать о том,
что ремонт дорог в Калужской области начался
именно со школьных маршрутов”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|