КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Как мотыльки на свет
“Чучело-2” – недетский фильм о детях и
взрослых
КАДР ИЗ ФИЛЬМА
Сам Владимир Железников, автор повести
«Чучело-2, или Игры мотыльков», признавал, что
связь с известным фильмом «Чучело» Ролана
Быкова, снятым по его же одноименному
литературному произведению, все-таки косвенная,
в большей степени – тематическая. Но вторая по
счету картина «Игры мотыльков» молодого
режиссера Андрея Прошкина (его «Спартак и
Калашников» о более юных подростках был отмечен
«Золотым Орлом» за дебют) в итоге выходит на
непосредственную перекличку с получившей
широкий резонанс лентой двадцатилетней
давности.
Конечно, можно заметить, что Лену Бессольцеву из
«Чучела» напоминает внешне и даже по своим
поступкам одна из героинь «Игр мотыльков» –
Зойка, сыгранная талантливой Оксаной Акиньшиной
(«Сестры», «В движении», «Лиля навсегда»). Она
тоже несколько наивно и идеалистически (по
мнению более разбитных подружек) воспринимает
мир, относясь с тихой преданностью к кумиру своих
девичьих грез – соседу по лестничной площадке,
шестнадцатилетнему Косте, который просто
обязательно должен стать знаменитым на всю
страну рок-музыкантом. И ради него она готова на
все, включая сокрытие совершенного преступления
(угон машины и наезд на пожилого пешехода) и
участие с двумя другими девчонками в краже денег,
необходимых для «отмазывания» Кости от тюрьмы. А
позже, когда он уже отсидит небольшой срок (что,
кстати, странно: вряд ли бы суд ограничился
наказанием в пределах одного года) и вернется
домой потерянным и неприкаянным, пустится в
бесцельные пьянки-гулянки, Зойка терпеливо будет
сносить все обиды и оскорбления, вплоть до
фактического изнасилования и циничного
предательства со стороны возлюбленного, совсем
не осознающего, что он творит. Пока в финале,
внушающем хоть какую-то надежду, Костя не
пожелает загладить свою вину перед случайно
встреченной в трамвае Зойкой, предложив ей
поехать в гости к его матери в деревню.
Кстати, судьба этой юной героини, словно
по-матерински привязанной к заблудшему
ровеснику, сопоставлена с тем, как отчаянно
борется за своего сына его подлинная мамаша,
«бедная Лиза» (в этой роли весьма убедительна
Мария Звонарева, ранее заявившая о себе в «Трио»
Александра Прошкина). По всей видимости, она
беспутно провела собственную молодость, вот и
ныне решается лечь в постель с прежним
другом-судьей или с участковым милиционером –
лишь бы только спасти от правосудия
проштрафившегося парнишку. И отец Зойки,
которого она предпочитает называть Степанычем
(Юрий Кузнецов всегда поражает естественностью
существования на экране), не так уж правилен по
своему поведению, норовя опрокинуть тайком
рюмку-другую, ввязаться в глупую драку с пацанами
или схватиться за ружье, угрожая отомстить Косте
за надругательство над дочерью. Сам, между
прочим, тоже сидел в тюрьме по малолетству. А
милиционер Куприянов, в насмешку называемый
подростками Купером (не в честь ли агента Купера
из культового американского телесериала «Твин
Пикс»?!), может в буквальном смысле слова выбивать
показания у одной из девчонок, входящих в
компанию Кости и Зойки, но при всем этом быть
вполне нормальным с житейской точки зрения
человеком, даже вызывающим какое-то сочувствие и
понимание.
Вероятно, кому-то эта лента, отражающая
современную действительность как она есть, а
особенно – ту беспросветную жизнь в российской
глубинке, коей является в данном случае
Челябинская область, где и происходит действие,
покажется явно недетской (хотя в создании фильма
принимала участие компания с красноречивым
названием «Детский сеанс»), вообще – чересчур
взрослой. Однако в обманчиво-легкомысленном
названии «Игры мотыльков» заключен как раз
точный и верный смысл. Подростки, поступающие
бездумно и безответственно, на самом деле мало
чем отличаются от родителей и других людей
старшего возраста, которые порой ведут себя
некрасиво, лживо и аморально. Каждый человек
небезгрешен вне зависимости от того, сколько ему
лет. И не напоминает ли реальная жизнь многих из
нас некую игру мотыльков, неразумно и будто
завороженно стремящихся на свет, который
способен опалить и вовсе погубить?! Мы ведь сами
виновны в том, что случается с нами, пусть и не
готовы принять это за истину, почти по-детски
сопротивляемся очевидному и почему-то надеемся
избежать своей участи, словно забавляясь с тем,
что уже предназначено, игрой в прятки: «Кто не
спрятался – я не виноват».
И финальная решимость одумавшегося Кости из «Игр
мотыльков» серьезно измениться и попытаться
начать жизнь заново дорогого стоит, поскольку
знаменует его отказ от прежнего «порхания» и
приход к мысли о том, что за все сделанное надо
лично отвечать, не перекладывая этой
ответственности на других. Подобный вывод, к тому
же выраженный подспудно, а не прокламируемый в
речах, позволяет картине Андрея Прошкина
преодолеть под занавес возникшую в последней
трети повествования определенную повторяемость
ситуаций, откуда как будто бы и не было никакого
выхода. Ан нет! Если человек всего лишь устыдится
содеянного и захочет вернуться к себе истинному,
к тому, кем он еще может стать, то ничего отнюдь не
потеряно. Все только начинается...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|