Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Как мотыльки на свет

“Чучело-2” – недетский фильм о детях и взрослых

КАДР ИЗ ФИЛЬМА

КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Сам Владимир Железников, автор повести «Чучело-2, или Игры мотыльков», признавал, что связь с известным фильмом «Чучело» Ролана Быкова, снятым по его же одноименному литературному произведению, все-таки косвенная, в большей степени – тематическая. Но вторая по счету картина «Игры мотыльков» молодого режиссера Андрея Прошкина (его «Спартак и Калашников» о более юных подростках был отмечен «Золотым Орлом» за дебют) в итоге выходит на непосредственную перекличку с получившей широкий резонанс лентой двадцатилетней давности.
Конечно, можно заметить, что Лену Бессольцеву из «Чучела» напоминает внешне и даже по своим поступкам одна из героинь «Игр мотыльков» – Зойка, сыгранная талантливой Оксаной Акиньшиной («Сестры», «В движении», «Лиля навсегда»). Она тоже несколько наивно и идеалистически (по мнению более разбитных подружек) воспринимает мир, относясь с тихой преданностью к кумиру своих девичьих грез – соседу по лестничной площадке, шестнадцатилетнему Косте, который просто обязательно должен стать знаменитым на всю страну рок-музыкантом. И ради него она готова на все, включая сокрытие совершенного преступления (угон машины и наезд на пожилого пешехода) и участие с двумя другими девчонками в краже денег, необходимых для «отмазывания» Кости от тюрьмы. А позже, когда он уже отсидит небольшой срок (что, кстати, странно: вряд ли бы суд ограничился наказанием в пределах одного года) и вернется домой потерянным и неприкаянным, пустится в бесцельные пьянки-гулянки, Зойка терпеливо будет сносить все обиды и оскорбления, вплоть до фактического изнасилования и циничного предательства со стороны возлюбленного, совсем не осознающего, что он творит. Пока в финале, внушающем хоть какую-то надежду, Костя не пожелает загладить свою вину перед случайно встреченной в трамвае Зойкой, предложив ей поехать в гости к его матери в деревню.
Кстати, судьба этой юной героини, словно по-матерински привязанной к заблудшему ровеснику, сопоставлена с тем, как отчаянно борется за своего сына его подлинная мамаша, «бедная Лиза» (в этой роли весьма убедительна Мария Звонарева, ранее заявившая о себе в «Трио» Александра Прошкина). По всей видимости, она беспутно провела собственную молодость, вот и ныне решается лечь в постель с прежним другом-судьей или с участковым милиционером – лишь бы только спасти от правосудия проштрафившегося парнишку. И отец Зойки, которого она предпочитает называть Степанычем (Юрий Кузнецов всегда поражает естественностью существования на экране), не так уж правилен по своему поведению, норовя опрокинуть тайком рюмку-другую, ввязаться в глупую драку с пацанами или схватиться за ружье, угрожая отомстить Косте за надругательство над дочерью. Сам, между прочим, тоже сидел в тюрьме по малолетству. А милиционер Куприянов, в насмешку называемый подростками Купером (не в честь ли агента Купера из культового американского телесериала «Твин Пикс»?!), может в буквальном смысле слова выбивать показания у одной из девчонок, входящих в компанию Кости и Зойки, но при всем этом быть вполне нормальным с житейской точки зрения человеком, даже вызывающим какое-то сочувствие и понимание.
Вероятно, кому-то эта лента, отражающая современную действительность как она есть, а особенно – ту беспросветную жизнь в российской глубинке, коей является в данном случае Челябинская область, где и происходит действие, покажется явно недетской (хотя в создании фильма принимала участие компания с красноречивым названием «Детский сеанс»), вообще – чересчур взрослой. Однако в обманчиво-легкомысленном названии «Игры мотыльков» заключен как раз точный и верный смысл. Подростки, поступающие бездумно и безответственно, на самом деле мало чем отличаются от родителей и других людей старшего возраста, которые порой ведут себя некрасиво, лживо и аморально. Каждый человек небезгрешен вне зависимости от того, сколько ему лет. И не напоминает ли реальная жизнь многих из нас некую игру мотыльков, неразумно и будто завороженно стремящихся на свет, который способен опалить и вовсе погубить?! Мы ведь сами виновны в том, что случается с нами, пусть и не готовы принять это за истину, почти по-детски сопротивляемся очевидному и почему-то надеемся избежать своей участи, словно забавляясь с тем, что уже предназначено, игрой в прятки: «Кто не спрятался – я не виноват».
И финальная решимость одумавшегося Кости из «Игр мотыльков» серьезно измениться и попытаться начать жизнь заново дорогого стоит, поскольку знаменует его отказ от прежнего «порхания» и приход к мысли о том, что за все сделанное надо лично отвечать, не перекладывая этой ответственности на других. Подобный вывод, к тому же выраженный подспудно, а не прокламируемый в речах, позволяет картине Андрея Прошкина преодолеть под занавес возникшую в последней трети повествования определенную повторяемость ситуаций, откуда как будто бы и не было никакого выхода. Ан нет! Если человек всего лишь устыдится содеянного и захочет вернуться к себе истинному, к тому, кем он еще может стать, то ничего отнюдь не потеряно. Все только начинается...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru