ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Лариса БИРМАН,
кандидат экономических наук
Наш умственный строй
Известный русский либерал Константин
Кавелин в ХIХ веке писал о проблемах, с которыми
нам, кажется, не удалось разобраться и до сих пор.
Можете судить об этом по сокращенному тексту его
статьи, опубликованной в 1875 году
Прислушайтесь к толкам мыслящих и просвещенных
людей – и везде услышите одну и ту же жалобу: мало
у нас производительности, слишком мало труда,
энергии, выдержки. В уме, талантах, способностях
– нет недостатка, но они пропадают даром,
вырождаются в пустоцвет.
Несогласные ни в чем, мы все совершенно согласны
в этих сетованиях и расходимся только в
объяснении, отчего это у нас так. Одни,
большинство, сваливают вину на внешние
обстоятельства, другие – на нашу будто бы
прирожденную вялость и дряблость, причины
которой ищут в этнографических, географических,
климатических и тому подобных условиях.
Если наши жалобы не пустые фразы, не праздные
слова, а выражение продуманной и
прочувствованной потребности, то такому нашему
расположению и настроению должны бы, кажется,
отвечать наши убеждения и взгляды. Но на деле
оказывается противное. Насущные потребности и
здравый смысл толкают нас на труд, на работу, а
взгляды, теории отвергают самые основы труда,
доказывая, по всем правилам искусства, их
несостоятельность и невозможность.
Настроения, господствующие в нашем образованном
обществе, колеблются между двумя
миросозерцаниями. По одному из них – условиями
материального мира определяются явления мира
духовного. Этим самостоятельная и
самодеятельная личность отрицается в самом
принципе. Противоположное этому миросозерцание
существенным считает один духовный мир, выносит
его за пределы материальной природы и признает
недоступным положительному научному
исследованию. Доктрина последовательно приводит
к чистому фатализму, потому что при таком взгляде
источником деятельности, творчества является не
реальный, действительный человек, а
метафизическая сущность…
Всем известно, из каких элементов сложилась
европейская жизнь и развилась европейская
культура. В основание европейской
общественности легла сильно развитая личность.
Личная независимость, личная свобода всегда были
исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее
гражданский и политический быт сверху донизу был
построен на договорах, на системе взаимного
уравновешивания прав. Европа долго боролась,
прошла через целый ряд глубоких потрясений,
прежде чем ей удалось наконец справиться с
разрозненностью и замкнутостью враждебных друг
другу союзов, ввести их в некоторые границы и
подчинить условиям правильно организованного
государства.
Имеет ли вся эта борьба с ее последствиями хоть
что-нибудь общее с тем, что мы видели и видим у
себя?
Чрезмерным развитием личной энергии, железною
стойкостью лица, его необузданным стремлением к
свободе, его щепетильным и ревнивым охранением
своих прав мы, кажется, никогда не имели повода
хвалиться. Юридическая личность у нас, можно
сказать, едва народилась. Не говорю о
нравственной личности в высшем значении слова:
она везде и всегда была и есть плод развитой
интеллектуальной жизни и всюду составляет
исключение из общего правила. Нет, я беру
личность в самом простом, обиходном смысле, как
ясное сознание своего общественного положения и
призвания, своих внешних прав и внешних
обязанностей, как разумное поставление
ближайших практических целей и такое же разумное
и настойчивое их преследование.
И что же? Даже в этом простейшем смысле личность
составляет у нас почтенное и, к сожалению, редкое
изъятие из общего уровня крайней распущенности
во все стороны. В нас аппетиты часто бывают
развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни
способности трудиться, с целью удовлетворить их,
бороться с препятствиями, отстаивать себя и свою
мысль. Оттого в ходе общественных и частных наших
дел нет ни обдуманной системы, ни даже
последовательности, нет преемственности от
поколения к поколению и потому нет капитализации
труда, знания и культурных привычек. Сменились
люди, и дело пропадает, пока случай не натолкнет
опять на то же дело другого человека, который
выкопает его из-под спуда, стряхнет с него
архивную пыль и опять пустит в ход, чтоб после
него оно снова было брошено и забыто.
Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а
особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко
всякому доброму и полезному делу. Но ведь и всем,
подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само
собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и
образованности без всякого с нашей стороны
участия в черной работе. И вот мы прячемся за ход
вещей, за логику событий, которые должны работать
на нас.
Так и выходит на самом деле: все делается как-то
само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как
бы нам хотелось.
Мы считаем себя европейцами и во всем стараемся
стать с ними на одну доску. Но чтобы этого
достигнуть в области науки и знания, нам не
следует, как делали до сих пор, брать из Европы
готовые результаты ее мышления, а надо создать у
себя такое же отношение к знанию, к науке, какое
существует там.
В Европе, в силу исторических обстоятельств,
личное, субъективное убеждение оставлено в тени;
нам, по нашим историческим условиям, надо,
напротив, с особенным вниманием разработать
вопрос о субъективной истине, высвободить ее
из-под давления истины объективной, возвратить
ей права, отнятые по ошибке и недоразумениям, и
самым точным образом разграничить между собой
тот и другой вид истины. Словом, мы должны делать
то же и так же, как европейцы: путем науки,
исследования, знания мы должны выдвинуть на
первый план не то, чем мы сильны, а то, чем мы
слабы.
Только когда у нас разовьется индивидуальное
начало, когда народится и на Руси нравственная
личность, может измениться и наша печальная
ежедневная действительность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|