Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУССРоссийская общественность совсем недавно очень сильно была озабочена письмом олигарха Михаила Ходорковского из мест заточения. Олигарх объявил, что либерализм в России не прижился и что у него, как и у демократии, какое-то будущее может быть обеспечено только верховной властью, как это и было всегда в истории страны.
Если судить по судьбе либерально-демократических партий, то вроде бы чистая правда: в Думе одна партия осталась, в названии которой присутствуют и либерализм, и демократия, да и та – ЛДПР, отношение которой и к тому и к другому весьма специфическое. Неприятно, конечно, что ни СПС, ни “Яблоко” в Думу не попали, но разве все-таки вся судьба российского либерализма зависит исключительно от судьбы этих партий?
Десять с лишним лет идут в стране реформы, идут себе потихоньку и идут, и как-то вроде бы никто больше всерьез не хочет, чтобы страна вернулась в состояние “до 1985 года”, людей в основном беспокоит, что с ними и с их детьми будет в ближайшее время – что конкретно принесет им реформа жилищно-коммунального хозяйства, пенсионная реформа и так далее. Пусть до стратегического планирования семейной судьбы и семейного хозяйства у многих пока руки не доходят, пусть в ближайшее будущее наши соотечественники всматриваются без особого энтузиазма, скорее с привычным недоверием, – и все-таки фокус внимания постепенно переместился с прошлого с его мифом о золотых советских временах на будущее.
А это уже само по себе явный показатель некоторого оздоровления общей атмосферы.
Не от хорошей жизни стали наши соотечественники на практике приобщаться к либеральным моделям поведения, основанным на убеждении, что никто другой твои проблемы решать не будет, надо выпутываться самому.
С ощущением брошенности, обманутости – но все же пришли они к твердому выводу, что на государство надеяться нечего, что всерьез рассчитывать можно только на своих близких. В современных либеральных и демократических государствах о гражданах, кажется, принято заботиться куда в большей степени, чем в нашем.
Еще в позапрошлом веке отец русского либерализма Кавелин писал, что главное препятствие приходу в Россию подлинного либерализма не в слабости либеральных партий (их тогда и вовсе не было), не в недостатке всеобщего либерального ликбеза, а в свойствах обычного российского человека, вечно недовольного судьбой и обстоятельствами, не слишком работящего и вовсе не склонного брать на себя ответственность за собственную жизнь. Кажется, за последние десять лет – срок с исторической точки зрения короче комариного носа – мы продвинулись в этом направлении бойчее и дальше, чем когда бы то ни было.
Доказательством могут служить вовсе не некоторый рост благосостояния отдельных социальных групп и слоев, поскольку всегда можно сказать, что этот рост обеспечен нефтедолларами. Речь о другом – о челноках и огородниках, о программистах и тех, кто “бомбит” на собственных машинах, чтобы увеличить семейный доход.
И еще о том, куда этот самый доход теперь направляется прежде всего на образование детей. Мой знакомый недавно возвращался из командировки, и в Сызрани в его купе подсел декан местного университета (бывшего политеха). Он поведал, что в небольшом их городе два завода, оба “лежат”, а вот мест в университете нет, и конкурс огромный – даже на платные места.
Бум высшего образования в России уже начался, и далеко не только в Сызрани.
И забота родителей об образовании своих малых детей тоже стала гораздо более осмысленной и целенаправленной. Они настойчиво требуют, чтобы школы давали хорошее знание иностранных языков и компьютера – знание, без которого, по мнению знатоков рынка труда, невозможно устроиться даже в приличный супермаркет…
И все-таки судьба либерализма и демократии в России пока внушает опасения. И опасения эти, пожалуй, связаны как раз с тем, с чем связывает свои надежды олигарх, сидя в узилище.
Либерализм и демократия предполагают существование государства маленького, занятого конкретным и довольно узким кругом дел. Наше государство ограничивать круг своих обязанностей, кажется, не слишком склонно. Оно очень увлеченно укрепляет исполнительную вертикаль, оно переставляет чиновников с места на место, уверяя, что от этого уровень коррупции в стране непременно понизится, – только никто, пожалуй, в это не верит.
Не лучший способ насаждения либерализма в России.
Но его и не надо насаждать – это мы уже проходили…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru