Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ 

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ,
Наталья ЖЕРЕБИЛОВА,
педагог дополнительного образования,
аспирантка 3-го года обучения

“Не знаю, как насчет веселья…”

Первый раз в пятый класс

Постоянно ловлю себя на том, что бегаю за ними, как курица. “Наталья Виктр-нааа!” – “Аушки!” – и вприпрыжку через портфели, забыв про класс, лечу, наклоняюсь над партой, с готовностью заглядываю в чистые, испуганные, наглые, обескураженные, веселые, встревоженные, карие или зеленые глазки.
А потом корю себя: эй, ты что, боишься быть плохим учителем? Или кто-то тебя уверил, что личностно-ориентированная педагогика – это когда про все забываешь и стараешься угодить первому попавшемуся, подвернувшемуся, позвавшему тебя (“У меня нет сил работать с этой командой, они орут и толкаются!”) ребенку? Но я же в столичной школе первый раз, откуда я знаю, какие они, эти московские школьники, ОТКУДА Я ЗНАЮ, КАК ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ИХ УЧИТЕЛЯ!

Повесть можно писать

Хотя я вовсе не забыла ни родную Самару, ни то, чем не так уж и давно жила сама в пятом классе. У нас там была одна злая училка, которая на первом же уроке сказала: “Стоять! Руки по швам! Что за детский сад!” – и это оказалась самая добрая и знающая училка по математике в школе.
А еще была классная руководительница Виктория Сергеевна, которая сразу после института пришла к нам и преподавала русский и литературу, ее обожали все девочки, а она ушла в декрет, и вся школа и родители говорили, что ее съела директриса по прозвищу Плавучий чемодан… Уф!
Слишком много сцен у меня осталось с пятого класса – повесть можно писать. Честно говоря, я с волнением переживала момент перехода в настоящую школу после начальной. А вдруг и у этих так же?

Любопытное начало

Вот Раиса Алексеевна говорит: “Веревкин, Веревкин…” Ну Веревкин. Видела я его. На крокодила не похож, парень как парень. Есть там крокодилы, в смысле – зубки показывают. В 5“Б”.
Эх, и задали они мне во вторник трепку… Очень любопытно началось. Девочка подходит к столу на перемене:
– Наталья Викторовна, простите меня, пожалуйста, я тетрадку забыла.
– Ничего страшного, тебе дать листок?
– Да. А домашнее задание…
– А домашнее задание сейчас будем проверять, ты все увидишь и поймешь.
– А у нас будет такой же веселый урок, как вчера… то есть в прошлый раз?
(Оба-на! Это… это что, они мой урок воспринимают как веселый?!!)
– Не знаю насчет веселого, может, он и покажется кому-то необычным уроком, но это урок, и мы на нем так же работаем, как на всех других уроках.
Она кивнула, радостно захихикала и убежала с криками “ура!”. И я поняла, что именно эти дети на мне будут отрываться. И винить их в этом нельзя, точно так же как нельзя винить большинство учителей, которые используют социоигровой стиль только на некоторых уроках, а то и вообще только на отдельных заданиях. Немудрено, что они держат себя в строгости, а детей – в дисциплине. А я, сколько меня ни умоляют Александра Петровна Ершова с Вячеславом Михайловичем Букатовым, инициативу не удерживаю.

Эх, и задали они мне трепку!

Они бесились, они дрались и кричали друг на друга.
Они не хотели одну девочку к себе принимать, потому что, кроме нее, никто из класса не взял картинку именно с таким узором, а приняли, когда она взяла картинку с другим узором (“Иди найди картинку, как у нас!”), потому что списка класса не было в учительской и я не знала, сколько в классе может быть детей, и не убрала нужное число карточек.
А другой мальчик счел для себя невозможным работать в своей команде.
А задания они не дослушивали до конца, а сразу кидались выполнять то, что услышали. Да и то, что слышали, приходилось повторять по пять раз, потому что так и ринулись команды к доске с листочками, которые надо было оставить на партах.
И так и не записали многие ни домашнее задание (пришлось после звонка авторитарно сказать: “Иду проверять запись домашнего задания”), ни самых интересных слов с доски, чтобы дома поискать в словарях информацию о значениях этих слов (“А я все знаю!”)…

Подарок судьбы

5“А” у меня стоит во вторник первым уроком, а 5“Б” – пятым. 5“А” – это радость. Это удовольствие от учительского труда. Это возможность без зазрения совести пасовать им работу-задание, а самой зафиксировать внимание то на том, как вот эта симпатичная девочка все время вертится и смотрит, чем занимаются другие команды, то на интересном, старательном, скромном хромом мальчике. Или на том, как храбро он пытается принимать участие во всех групповых делах, упорно не замечая, что никто из ребят с ним не советуется и не обращается к нему. Или на слове “занавис”, четыре раза повторенное одним и тем же почерком на доске под разными названиями театров. Или на том, насколько дружно группы поют “Вместе весело шагать” слогом СЮ и насколько точно выводят мелодию, а вовсе не на том, как безответственно относятся к заданию и считают, что можно похохотать и покуражиться над ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ и ПИ-ПИ-ПИ-ПИ, как в 5“Б”.
В 5“А” можно порадоваться тому, как к тебе после урока подходят дети и выкладывают свои планы: “Я дома напишу про театр Джигарханяна” – и выдают чуть ли не биографию режиссера. Или: “Если мне все театральные слова понятны, как я могу домашнее задание сделать?”

Что же получается?

Подарки 5“А”, разумеется, не заслуга того, как я веду урок. Их работоспособность выработана в начальной школе. Парадокс: в 5“Б” Раиса Алексеевна вела театр в начальной школе, а в 5“А” его никогда не было. Что же получается – социоигровой стиль расхолаживает? Придает учебе необязательный оттенок?
Хочется сделать еще один опрометчивый вывод (как бы это ни было глупо – делать выводы): чем реже с детьми играют до 10 лет, тем активнее в более старшем возрасте они принимают игру как баловство.
Каким бы я ни сочиняла следующий урок для 5“Б”, я обязательно сделаю его максимально неподвижным. Я обязательно впихну в него побольше письменной или лекторской информации. Я обязательно сделаю так, чтобы им стало стыдно за свои неоформленные тетради. Я…


Реплики от “Режиссуры урока”

Ну что ж, Наташа, назвалась груздем – полезай в кузов. Только, чур, не обижаться (это мы тебя цитируем)…
Насколько может быть прозорлив любой из нас в видении чужой ситуации и как близорук в оценках собственной!
Дело в том, что нам приходилось бывать и в 5“А”, и в 5“Б”. Поэтому особенности обоих классов нам известны. 5“А” в начальной школе держали в традиционно-авторитарных ежовых рукавицах. А“Б” был в руках учительницы, которая тогда делала свои первые социогровые шаги (сейчас, кстати, она просто чудеса показывает в своем новом первом классе).
И какому же из двух классов отдала предпочтение Наташа? Послушному 5“А”! А в 5“Б” она чувствовала себя дискомфортно. Не потому ли, что он не покупается на псевдодемократический тон учителя, по сути, авторитарного?
Тем ребятам – из 5“А”, – чтобы блеснуть, было достаточно ласково-заигрывающих интонаций новенькой учительницы. Хотелось произвести впечатление – они и произвели. Другие же – из 5 “Б”, – к счастью, уже равнодушны к этому. Им все равно: новенькая – не новенькая. Они в поддавки не играют. Им дело подавай – потруднее и поинтереснее! А уж вкус к подлинной работе у них к пятому классу явно появился.
…Что же планирует Наташа сделать на следующем уроке в этом “расхоложенном” классе? Оказывается, устроить “максимальную неподвижность” и грузить письменными заданиями и “лекторской информацией”. Это вместо того чтобы по-деловому взять инициативу в свои руки, она решила их наказать! Вот уж и вправду “опрометчивый вывод”.
Кстати: “Склонность к авторитаризму в современной психологии рассматривается не как постоянная личностная характеристика, а как поведенческая реакция на стрессовую ситуацию. Поэтому чем моложе и (или) неувереннее специалист, тем сильнее у него может быть выражен синдром авторитаризма. (Подробнее см. в кн.: Букатов В. “Педагогические таинства дидактических игр”, М., 2003.)

Ответная реплика Натальи Жеребиловой

Что ж, согласна, тот мой всплеск “авторитарного гнева” был вызван всего-навсего ощущением неудачи.
У каждого учителя, безусловно, свои представления о том, как идеально провести урок и как идеально себя вести, а еще – о том, как именно идеально должны вести себя дети. И если не зацикливаться на идеале, то ощущения провала, поражения, неудачи, а следовательно, и желания стать авторитарным педагогом получится избежать.
Больше бы свободы на уроке не только ученикам, но и самому себе надо предоставлять…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru