СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Страсти вокруг реструктуризации сети
сельских школ как-то заметно поутихли. Значит ли
это, что хотя бы основные проблемы этих школ
решились? Вряд ли. Это видно из материалов
исследования, проведенного в конце прошлого года
сотрудниками Института педагогики и социальной
работы РАО. По-прежнему учителей заботит
фактическая недоступность для сельских детей
серьезного академического образования, хотя мы
знаем примеры многих школ, где пытаются эту
проблему решить. По-прежнему многие учителя
совмещают преподавание совсем, на наш взгляд,
несовместимых школьных предметов. А куда
деваться – таким способом они стремятся дать
детям общее представление о целой сфере жизни. По-прежнему
важной составляющей образовательного
пространства сельской школы остается детское
участие в ведении хозяйства. По-прежнему среди
учителей есть те, кто надеется на государство в
решении школьных проблем, и те, кто пытается
силами местного сообщества вывести детей в люди.
Но посмотришь с другой стороны – вот придумали
передвижные лаборатории для деревенских детей.
Замечательная идея, дающая детям возможность
учиться в полную силу, а не только пересказывать
учебник. Жизнь в сельских школах течет по-прежнему,
да не совсем. Медленно, очень медленно, но все-таки
происходят изменения…
Марина ГУРЬЯНОВА,
Татьяна ПАЛЬЧИКОВА
Черный шар для реструктуризации
Сельские учителя не видят в ней
никаких плюсов
В январе – октябре 2003 года сотрудниками
Института педагогики социальной работы
Российской академии образования и профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации в рамках комплексной
программы РАО “Системная модернизация
образования как фактор социального развития
села” на базе 20 сельских районов было проведено
комплексное социально-педагогическое
исследование “Кадровое обеспечение
общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности”. Целью исследования было
изучение реального состояния
общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности, и социально-педагогических
проблем сельского учителя для последующей
разработки стратегии научной,
организационно-педагогической помощи сельским
школам. Особое внимание в исследовании было
уделено изучению отношения учителей к
проводимому эксперименту по реструктуризации
сети общеобразовательных учреждений,
расположенных в сельской местности. Предлагая
материалы исследования на очередной полосе
«Сельская школа», мы надеемся, что интерес к
жизни деревенских детей и учителей перестанет
быть чисто эмоциональным (в диапазоне от
восторга до равнодушия) и будет по-настоящему
деловым, а люди, влияющие на ход событий, примут
работу ученых не только к сведению.
Какие проблемы волнуют сельского учителя?
Опрос респондентов показал: на первом месте
среди проблем, тревожащих учителей, стоит проблема
сокращения учебной нагрузки. Об этом заявили
31,8% респондентов. На втором месте – проблема
отсутствия пополнения педагогических кадров за
счет молодых специалистов (13,4%), на третьем месте
– большая учебная нагрузка учителей (10,9%), работа
учителей-неспециалистов (10%), на четвертом –
работа учителей данной школы по
совместительству (9,6%), на пятом – отток молодых
специалистов из школы (6,7%). Как показал анализ
анкет, учителя не ограничились ответами на
предложенные вопросы анкеты. Многие из них
высказались о волнующих их проблемах в
письменной форме. “Учителя с надеждой ждут смены
администрации района. Все сокращения расходов
осуществляются за счет образования. Нас не
считают за людей”. “Тревожит постоянная угроза
закрытия школы”. “Тревожит ухудшение
обеспечения малокомплектных школ, а если школы
сельские маленькие закроют, то село умрет”.
“Государство и управление образования учителя
поставили на незаслуженно низкую ступень: нет
справедливой оплаты труда за этот громадный
труд, отношение общества к учителю изменилось в
худшую сторону”.
Среди других поводов для учительской тревоги –
“никчемные эксперименты Министерства
образования, бесправие учителей, нищенское
существование школ, отчужденность от школьных
проблем органов местного самоуправления;
финансовые затруднения в развитии подсобного
хозяйства школы, ежегодное сокращение числа
детей, сокращение учителей, сокращение
классов-комплектов, низкая зарплата и жуткие
жилищные условия”. А в одной из анкет настоящий
крик: “Очень холодно в школе!”
Сельская школа: доступность и качество
образования
Одной из задач исследования было выявление
педагогической почасовой (учебной) нагрузки
сельских учителей. По результатам исследования,
49,4% сельских учителей имеют одну ставку (18–20
часов); 29,2% опрошенных педагогов – 1,5 ставки; 19%
учителей – менее одной ставки; еще 2% имеют две
ставки; 0,4% опрошенных – свыше двух ставок. Как
видим, каждый третий сельский учитель работает
со значительным превышением порога оптимальной
учебной нагрузки, иными словами, одна треть
учителей сельской школы работают с перегрузкой.
Вместе с тем каждый пятый учитель сельской школы
не имеет полной учебной нагрузки (18 часов).
Приведем пример загруженности одной учительницы
из Городенской школы Конаковского района
Тверской области. В школе обучаются 229 человек.
Основной предмет, который преподает эта
учительница, – русский язык и литература.
Совмещаемые предметы – история, трудовое
обучение. Выполняемые дополнительные
обязанности – классное руководство, заведование
кабинетом, проверка тетрадей. Таков типичный
объем учебной работы одной сельской учительницы.
Большая учебная нагрузка сельских педагогов –
явление, характерное как для крупных, так и для
малочисленных сельских школ. Однако трудности
большой учебной нагрузки учителя малочисленной
школы усугубляются ежедневной подготовкой к
разным предметам в разных классах, что ведет к
снижению качества преподавания. Уменьшение
объемов учебной работы, а значит, невозможность
обеспечить учителю полную учебную нагрузку –
еще одна серьезная проблема современной
сельской школы, требующая серьезных и
оперативных мер. Ведь за этим явлением стоит
нищенская зарплата учителя, сокращение
численности учительских кадров.
В ходе исследования выявлено многообразие
вариантов преподавания основного предмета с
совмещением преподавания другого. Рассмотрим
некоторые варианты. См табл. 2.
В процессе исследования сельским учителям был
задан вопрос: “Какие учебные предметы в
вашей школе в 2002/03 учебном году вообще не
преподаются?” Исследование показало, что в каждой
третьей сельской школе (27,5%) информатика как
учебный предмет вообще не преподается. В каждой
седьмой сельской школе (13%) иностранный язык как
учебный предмет вообще не преподается. В каждой
тринадцатой сельской школе (7,2%) музыка как
учебный предмет вообще не преподается.
Отличительной чертой современной сельской школы
становится нехватка учителей-специалистов по
ряду предметов, увеличение доли числа
неспециалистов в составе педагогических
коллективов школ.
Эксперимент, в который не верят
Мнение сельских учителей о
результатах эксперимента (в % ответивших)
Таблица 1.
Таблица 2.
Основные предметы |
Совмещаемые
предметы |
Русский язык, литература |
История, обществознание
Иностранный язык
История |
История |
География
Физкультура, ОБЖ
Обществознание, география |
Иностранный язык |
ОБЖ
Русский язык и литература
ОБЖ и трудовое обучение |
Математика |
Информатика
Информатика и физика
Иностранный язык
Физика
Информатика и черчение
Музыка |
География |
История, обществознание
Биология
История, биология, физика
Биология, трудовое обучение |
Физика |
История
Математика, информатика
Музыка
Окружающий мир, природоведение
Химия
Черчение
Информатика и музыка |
Как видно из таблицы 1, в достижение
высокого качества образования верят 11,6%
респондентов, одна треть сельских учителей не
считают, что будет достигнуто высокое качество
образования, и еще 59,5% опрошенных затруднились с
ответом, фактически уклонившись от него.
Несколько выше оказался процент (17,8%) тех
учителей, которые считают, что благодаря
реструктуризации сети будет расширен доступ к
образованию. Однако каждый третий учитель
считает, что проблема расширения доступа к
образованию не будет решена в ходе
реструктуризации.
В том, что будет повышен престиж и социальный
статус учителя, убеждены только 12,7% опрошенных
учителей. Не согласны с этим мнением 36,6%
респондентов. Затруднились ответить на вопрос о
повышении престижа и статуса учителя в
результате реструктуризации сети сельских школ
50,7% учителей.
Только каждый десятый сельский учитель (10,9%)
считает, что эксперимент по реструктуризации
сети сельских школ поможет улучшить
материальное положение учителя. Не разделяют
этот прогноз 41,8% респондентов. Около половины
опрошенных учителей затруднились с ответом на
этот вопрос.
А вот как выглядит прогноз результатов
эксперимента по реструктуризации сети школ,
связанных с укреплением школы кадрами.
Фактически каждый пятый сельский учитель
считает, что результатом данного эксперимента
станет укрепление школы специалистами, что в
результате реструктуризации сети школ будет
улучшено материально-техническое состояние
школы. На то, что будут приобретены современное
оборудование и мебель, уверенно ответили 15,9%
респондентов (каждый шестой учитель).
Самое уязвимое место в учебно-воспитательной
работе сельского учителя – учебно-методическое
обеспечение школы. Будет ли оно улучшено в
результате реструктуризации сети школ? Каждый
четвертый учитель не верит в такую возможность.
Более половины (57,1%) опрошенных учителей
предпочли не отвечать на данный вопрос.
И последний вопрос, касающийся мнения учителей о
результатах эксперимента по реструктуризации
сети сельских школ, – об эффективности
управления развитием сельской школы. Только 12,2%
сельских учителей считают, что в результате
данного эксперимента повысится эффективность
управления развитием сельской школы. Каждый
пятый учитель (20,6%) не убежден в этом. Достаточно
большое число опрошенных учителей (67,2%)
уклонились от прямого ответа на этот вопрос.
Более активными оказались сельские учителя в
оценке негативных последствий эксперимента по
реструктуризации сети сельских школ. По их
мнению, эксперимент приведет:
– к сокращению числа школ (29,5%);
– к увеличению безработицы (24%);
– к оттоку кадров (12,2%);
– к ограничению доступа к образованию (11,8%).
В числе других негативных последствий
эксперимента по реструктуризации сети школ
сельские учителя назвали:
– снижение финансового обеспечения школы (8,9%);
– снижение посещаемости учащимися школы (7,7%);
– ухудшение качества образования (5,5%);
– безграмотность детей (1%);
– деградацию села (1%);
– увеличение числа детей без образования (1%).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|