ТО-ТО И ОНО
Совсем не то сюда вносили...
В законопроекте о стандарте все меньше
закона
Законопроект о Государственном
стандарте образования вновь сняли с повестки дня
пленарного заседания Государственной думы.
Решение Совета Госдумы было принято вечером
накануне намеченного на 14 апреля заседания.
Напомним, что законопроект № 117605-3 если
будет принят во втором чтении, то с названием:
“Об основных положениях, о порядке разработки и
утверждения Государственного образовательного
стандарта общего образования” (первоначально он
назывался «О Государственном стандарте общего
образования»).
Законопроект о Госстандарте общего образования
разрабатывается уже около 10 лет. Текст
законопроекта был внесен 20 июля 2001 года
депутатами Государственной думы А.В.Шишловым,
О.Н.Смолиным, И.И.Мельниковым, С.В.Иваненко,
С.С.Митрохиным, А.М.Шелеховым, В.Н.Ивановой,
Т.В.Плетневой, Ф.Г.Зиятдиновой и членом Совета
Федерации В.В.Сударенковым. Два года назад, 25
апреля 2002 года, в Думу был внесен новый текст
взамен рассматриваемого. На следующий день, 26
апреля 2002 года, Комитет по образованию и науке
рекомендовал принять законопроект в первом
чтении, что и было сделано Государственной думой
13 июня 2002 года.
С тех пор рассмотрение законопроекта
переносится с заседания на заседание. В 2003 году
его планировали рассмотреть много раз, в том
числе буквально перед думскими выборами, потом в
2004 году: в январе, феврале, марте, апреле… Все
противоречия довольно долго были связаны с
нежеланием правительства утверждать в тексте
законопроекта что-либо содержательное. Но когда
все компромиссные шаги навстречу правительству
все же были сделаны и законопроект, по мнению
экспертов, окончательно выхолощен, он все же
продолжил кочевать по календарю рассмотрения
вопросов.
От главы, посвященной государственному
финансовому обеспечению стандарта, осталась
одна статья 15 – «Финансирование деятельности
образовательных учреждений в части реализации
Государственного стандарта общего образования».
В ней лишь упоминается о том, что финансирование
должно производиться на основе нормативов,
которые устанавливаются в расчете на одного
обучающегося в год для каждого вида и типа
образовательных учреждений и каждой формы
обучения и включают в себя расходы на оплату
труда работников образовательных учреждений (с
учетом установленных районных коэффициентов),
приобретение учебных пособий и оборудования,
технических средств обучения, хозяйственные
расходы (за исключением коммунальных расходов).
Одним словом, все вопросы, которые должны были
быть разъяснены в законе, согласно законопроекту
отдаются на усмотрение правительства.
Установлены четко лишь пределы учебной нагрузки.
В принятии такого варианта Госстандарта нет
особого смысла, соглашаются специалисты. Это
совсем не тот закон, который был внесен в Думу
авторами.
Впрочем, законопроект вновь перенесен на 28
апреля – и не случайно. К нему сформулировали
новые замечания, уже в Администрации Президента.
Ожидается, что вскоре Администрация Президента
передаст в Думу поправку в Закон «Об
образовании» – вообще исключающую положение о
том, что Госстандарт должен утверждаться
законом.
И тогда все соответствующие вопросы будут
решаться ответственным правительственным
органом – Министерством образования и науки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|