Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Информация

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Как получить для школы грант?

Маленькая энциклопедия практических советов

Школам во всех странах всегда не хватает денег. На оборудование и зарплату, на переквалификацию педагогов и поддержку талантливых учеников. Для того чтобы воплотить в жизнь любые начинания, нужны средства. Но где их взять?
Еще хуже обстоят дела в России. У властей, уверяют нас, денег нет. И похоже, еще долго не будет. Попросить помощи у родителей нельзя: им бы кто помог.
Попросить финансовой помощи? Но ходить с протянутой рукой у нас не принято. Мы не нищие. И многие предпочитают безуспешно ждать притока средств, продолжая жаловаться на их нехватку.
Однако, как известно, под лежачий камень вода не течет. В мире существует огромное количество фондов и организаций, которые готовы вложить деньги в проекты. Просто те, кто нуждается в средствах, и те, у кого есть деньги, должны встретиться.
Здесь все зависит не только от удачи, но и от вашей предприимчивости. А еще от умения четко формулировать свои возможности и цели, от знания английского языка. Задача вполне достижима, стоит только взяться за дело.
Сегодня мы немного поговорим о том, как можно получить гранты, объявленные международными фондами. Надеемся, этот семинар будет интересен не только учителям и директорам школ…
Только один совет. Не думайте, что сразу все получится и первый же запрос принесет необходимые средства. Поиск денег – занятие длительное. Те, кто часто получает гранты, говорят, что из 20–30 заявок результативной оказываются одна-две, и это отличный результат. Так что терпение и труд…

Термины, которые нужно знать

ГРАНТ – средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.
ЗАЯВКА – письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в ваш проект.
ДОНОРЫ (грантодатели, спонсоры) – частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.
ЗАЯВИТЕЛИ (applicants) – частные лица или организации, подающие заявки на грант.

С чего начать?

Выбрав несколько наиболее многообещающих потенциальных источников финансирования, вы обращаетесь к ним с предложениями. В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения. Некоторые фонды требуют предоставления полной заявки, соответствующей заданной форме. Многие фонды предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Значительная часть хотят сначала получить письмо-запрос (letter of inquiry) с кратким изложением проекта и описанием заявителя. Если из имеющихся материалов о фонде неясно, как в него обращаться, вы можете:

  • позвонить в фонд и объяснить суть проекта;

  • подготовить и провести встречу с представителями фонда;

  • направить в фонд письмо-запрос с кратким описанием вашего проекта и организации.

Письмо-запрос – наиболее распространенная и надежная форма обращения. С одной стороны, оно заставляет сформулировать суть проекта, с другой, если вы вслед за письмом позвоните в фонд или посетите его офис, основа для конструктивного диалога будет уже заложена. Письмо-запрос кроме руководителя проекта подписывает глава совета неправительственной организации или руководитель вашего учреждения. Это подтверждение того, что руководство организации всемерно поддерживает проект, что существенно для получения гранта.
Письмо-запрос должно быть кратким – одна-три страницы максимум. На этом этапе не рассчитывайте, что кто-нибудь дочитает длинное письмо до конца. В письме нужно объяснить, почему вы обратились именно в этот фонд (используйте свои знания о фонде), желательно в одной фразе показать необходимость вашего проекта и суть проблемы. Информация о задачах, ожидаемых результатах, методах и стоимости выполнения проекта должна быть изложена точно, с конкретными цифрами и данными. Кроме того, нужно показать, почему именно ваша организация способна выполнить такой проект, охарактеризовать направления деятельности, достижения и квалификацию будущих исполнителей проекта, объяснить, какой помощи ожидаете от фонда.
После ознакомления с письмом-запросом фонд может попросить о встрече, либо попросит прислать полную заявку на финансирование, либо пришлет вежливый отказ. Если правила работы фонда не запрещают этого, вы можете узнать о результатах запроса, позвонив в фонд и (или) посетив его через некоторое время (от недели до месяца) после получения им письма. Как бы то ни было, рано или поздно вам придется написать полную заявку на финансирование проекта.
О чем нужно помнить, выбирая потенциального спонсора

Не стоит обращаться с просьбой о финансировании во все известные вам источники и фонды – это будет пустой тратой сил.
Прежде чем начинать запрашивать фонды, ответьте на два вопроса сами:
Какие фонды с наибольшей вероятностью захотят финансировать проект (работу) вашей организации?
Из каких источников вам самим легче и удобнее получать финансирование?
На решение этих вопросов влияет несколько факторов:
ГЕОГРАФИЯ. Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Так, например, многие американские фонды, финансирующие работу американских организаций по охране лесов Сибири, могут отказаться финансировать аналогичную работу, проводимую российской организацией из Новосибирска. Однако иностранные и международные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность в бывшем СССР и число их постоянно растет. Так что если деятельность интересующих вас фондов не ограничена жестко конкретными странами (континентами), то не ставьте на них крест только потому, что они никогда еще не выдавали гранты на проекты в бывшем СССР.
ТЕМАТИКА. Как правило, благотворительный фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Не следует посылать заявку на проведение педагогической конференции в фонды, специализирующиеся на проблемах помощи престарелым или борьбе с загрязнением почв.
ТИП ПОДДЕРЖКИ. Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать, например: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство и т.д.
ТИПЫ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГРАНТОВ. Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научно-исследовательские институты и т.д. Информация о географических, тематических и других ограничениях на деятельность источника финансирования (фонда) обычно доступна и присутствует в любом описании деятельности фонда. Этой информации может быть недостаточно, чтобы решить, в какие фонды обращаться, но достаточно, чтобы не обращаться туда, где проект не пройдет по объявленным критериям. Отсюда твердое правило: не проходит заявка по критериям фонда – не обращайтесь в этот фонд, не теряйте зря время и силы.
Помимо объявленных фондом ограничений хорошо бы изучить, кому и какие гранты фонд выдал за последние несколько лет. Изучение прецедентов позволяет выяснить пристрастия источника финансирования и не только воздержаться от обращений в неперспективные фонды, но и лучше подготовить предложения в перспективные. Помните, что фонды, как правило, консервативны, и как бы ни был гениален и привлекателен ваш проект, шансы его невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда. Чтобы решить, стоит ли подавать заявку именно в этот фонд, полезно выяснить и ежегодный объем дарений, количество полученных грантов, их размеры и другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределами этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным агентствам, зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определенной суммы из-за больших бюрократических издержек по их рассмотрению.
Значительная часть фондов предпочитает поддерживать в основном уже известные им организации, что вы легко выясните, изучая прецеденты выдачи грантов за последние годы. Но некоторые фонды предпочитают выдавать “стартовые гранты” (seed money) организациям, начинающим новые проекты, и не поддерживают одни и те же организации в течение ряда лет. Многие фонды выдают гранты “в складчину” (matching grants), то есть при условии, что кто-то еще одновременно профинансирует тот же проект. Другие фонды, напротив, требуют, чтобы поддержанные ими проекты не финансировались больше никем. Сведения о том, что организации (проекты), сходные с вашими, получили финансирование в таком-то фонде, могут быть достаточным основанием, чтобы собрать побольше информации об этом фонде, но не стоит немедленно обращаться туда с предложениями.
ЯЗЫК ОБРАЩЕНИЯ. Иностранные фонды, имеющие представительства в России (фонды Форда, МакАртуров, Фулбрайта), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Но даже в этом случае лучше не рассчитывать на переводчиков фондов и подавать заявки на двух языках. И наконец, фонд может не принимать никаких обращений и сам запрашивать заявки у организаций, отобранных экспертами фонда.
Во всех без исключения случаях выделение грантов происходит на конкурсной основе. Следует иметь в виду, что если грант выделяется организацией, которая официально имеет статус благотворительной, то средства, полученные от нее, не облагаются никакими налогами и не декларируются в налоговой инспекции. Этот вопрос необходимо выяснить, официально обратившись к представителю грантодающей организации, после принятия решения о выделении гранта. Если организация не имеет такого статуса, существующее российское законодательство обязывает уплачивать все налоги с полученных средств.

Оформляем заявку

Титульный лист

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА. Каждое слово, используемое в названии проекта, должно давать максимальную информацию о содержании гранта. Названия типа “Разработка фундаментальных основ...” только раздражают эксперта и наводят на него тоску. Название проекта должно кричать о гениальности заявителя. До него этого никто не делал! И если ему не дадут грант, развитие в этой области остановится. В зарубежных фондах название проекта ограничивается по числу букв от 90 до 120. Это ограничение заставляет заявителя подбирать слова, более точно определяющие задачу, которую он хочет решить.
ВЫБОР КОДА КЛАССИФИКАТОРА. Это этап самоэкспертизы. Выбирая свое место в классификаторе, заявитель тем самым выбирает себе группу экспертов, к которым попадет его заявка. Нужно четко себе представить, что наиболее важно в работе (например, метод исследования или объект). От того, к кому попадет проект, зависит результат его рассмотрения. Если в проекте указано более 2 кодов классификатора, то проект начинают передавать из одной секции в другую, так как каждый эксперт, учитывая большой конкурс, обращает внимание на недостатки в заявке. В итоге, если проект размазан по секциям, он просто провалится.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. В список основных исполнителей должны входить только те, кто будет непосредственно участвовать в процессе, получать от руководителя до 75% заработной платы по смете и будет автором публикаций по теме гранта. Финансирование лаборантов, техников, библиотечных работников производится из 20% накладных расходов, которые отчисляет администрация вашей организации от суммы гранта.

Данные о проекте

АННОТАЦИЯ. Аннотация – это то, что эксперт прочтет обязательно внимательно и целиком. Поэтому аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте. Эксперт – очень занятой человек. Если его взгляд останавливается на проекте, судьба его решается буквально в первые минуты, необходимые, чтобы просмотреть аннотацию и понять цель проекта. Если в этот момент интерес к заявке потерян, он может быть потерян навсегда.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Опытный эксперт по ключевым словам сразу оценивает проблему и задачу, которую хочет решить заявитель. Поэтому к подбору ключевых слов надо отнестись очень серьезно. Если ключевые слова, указанные в первую очередь, не совпадают с темой раздела классификатора, ваш проект может быть обречен.
СОДЕРЖАНИЕ ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТА. В проекте надо решить 3–4 конкретные задачи. Все очень узкие и ясные задачи должны состыковываться. В целом содержание проекта должно соответствовать названию.
НАУЧНЫЙ ЗАДЕЛ. Список публикаций должен относиться к последним 2–3 годам и быть связан непосредственно с темой проекта. Вы должны показать, что “нащупали” что-то интересное, важное и готовы начать интенсивно работать над этой проблемой, как только получите грант. Кроме того, журналы, в которых опубликованы ваши статьи, должны быть доступны максимальному числу ученых, работающих в вашей области, и, конечно, эксперту.
ОБОРУДОВАНИЕ. Если вы в проекте запрашиваете дорогостоящее оборудование, не стоит затевать эту историю – вы еще не готовы выполнять проект. Если же нужна лишь незначительная материальная поддержка, чтобы включиться в работу, то у вас есть шанс.
ДАННЫЕ О РУКОВОДИТЕЛЯХ И ОСНОВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЯХ. Из списка исполнителей эксперт должен понять, что вы собрали команду, владеющую всеми нужными методами для выполнения проекта, и вполне справитесь с заявленной проблемой. Большинство проектов выполняется группами в 4–6 человек.
СМЕТА РАСХОДОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА. Бюджет должен строго соответствовать проекту. Он включает зарплату, запрос на оборудование (минимальный), запросы на реактивы, запчасти, командировки. Если запросите много – проиграете, если очень мало, – значит вы не понимаете сложности работы и не можете ее реально оценить. Та часть, которую вы запрашиваете на зарплату и собираетесь дать основным исполнителям, – это вопрос этики.
ДИСКЕТА. Дискета должна быть читаемая, хорошего качества. Используйте рекомендованные текстовые редакторы.

Если вы не получили грант, это значит, что проект очень хороший, но... из четырех-пяти очень хороших выбрали другой. Не огорчайтесь! Подавайте заявки вновь!

При подготовке материала мы воспользовались помощью коллег из Удмуртского государственного университета. О том, как преодолеть свою финансовую беспомощность, более подробно рассказано на сайте университета: http://v3.udsu.ru/item-ipspub/grp-/obj-08061/meth-v.html

Обзор подготовили Ольга ЛЕОНТЬЕВА и Ольга ХОТИМСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru