Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как создать воспитательное пространство?

Для этого порой достаточно оглядеться вокруг, найти единомышленников и помощников, и не только в своей или соседней школе, не только среди учителей...

Проблемы воспитания стали одними из самых актуальных в сегодняшней педагогике. Как учить детей, более или менее понятно, а вот как воспитывать? В «Школе для учителя» мы уже не раз обращались к теме воспитания, приглашая высказать свое мнение и ученых, и психологов, и учителей.
Сегодня мы хотим продолжить обсуждение и рассказать о семинаре-практикуме, который состоялся в середине марта в Санкт-Петербурге и был посвящен тому, как создается и развивается воспитательное пространство не в отдельной школе, семье или клубе, а в целом муниципальном районе.
Мы выбрали этот семинар по нескольким причинам. Понятие «воспитательное пространство» сравнительно недавно вошло в педагогический словарь, поэтому учителям, закончившим вузы даже десять–пятнадцать лет назад, оно может быть незнакомым или не очень понятным. Кроме того, интересен опыт проведения курсов повышения квалификации АПКиПРО в процессе семинара-практикума. Слушатели, приехавшие на семинар из разных регионов России, не только воочию увидели некоторые элементы воспитательного пространства района – от сельского детского сада до университета, – но и слушали лекции ученых из Института теории образования РАО, Санкт-Петербургского государственного университета, АПКиПРО. Но самым необычным нам показалось то, что инициатива проведения семинара исходила не столько от академии, сколько от самих педагогов. Не часто встретишь школы, готовые объявить на всю страну: приезжайте, коллеги, мы тут кое-что интересное придумали, давайте обсудим...

Как участник семинара, могу с уверенностью сказать: «пространство» – очень точное слово применительно к тому, что мы увидели.
Именно пространство – возможность для перемещений или действий внутри него; из каждой точки открывается новый ракурс; оно может быть неоднородным, многообразным в зависимости от элементов, наполняющих его. Эти качества присущи и воспитательному пространству.
Оно возникает, когда люди, работающие с детьми, объединяются. Но объединяются не формально, не по команде сверху, а по собственной инициативе. Это очень важно.
Марина Якушкина, организатор семинара: «Я без энтузиазма вспоминаю, как нас водили после уроков в Эрмитаж. Тогда и смотреть-то ни на что не хотелось: все уставшие после уроков, голодные, иногда в спортивных костюмах…
Мы с учителями и работниками музеев стараемся сделать так, чтобы детям стало здесь интересно и комфортно. Они «обживают» Кунсткамеру, например, с первого класса, даже уроки там проходят. По русскому языку. Или по математике. Учитель может даже без предварительной договоренности заглянуть туда с классом: нам Япония срочно понадобилась. Пустите? Музейщики только рукой махнут: идите уж.

– Как-то слишком идеально звучит, – сомневаюсь я, – зачем музей в здравом уме и твердой памяти будет завязывать со школой такие тесные, да еще неформальные отношения? И учителям морока одна…
М.Я. Раньше – да, так и было. А теперь такое взаимодействие необходимо и школе, и музею. Учителя не хотят жить по-старому. Сколько можно решать задачи о двух поездах или наполнять бесконечные бассейны?! Учителя же понимают, как сегодняшнее образование по-прежнему далеко от ребенка, от его интересов, реальных жизненных потребностей. Если не замыкаться на классной комнате и учебнике, можно научить ребят читать, писать, считать, давая им живое знание. Даже не давая, а предоставляя возможность самостоятельно догадываться, искать ответы. А для этого нужен предметный мир, атмосфера поиска, исследования, виртуального путешествия в прошлое – все это можно найти в музее.
При этом школьники – не дополнительная нагрузка для музея, они стали основными его посетителями. Сейчас около 70% посетителей – учащиеся. Родители приводят детей, ученики школ и студенты готовятся к занятиям. Они и повзрослев будут приходить сюда, если с детства привыкнут к тому, что музей – часть их жизни.

Но для этого, конечно, нужно особое отношение к детям, понимание того, что музей не просто учреждение культуры, а часть воспитательного пространства. Нужно понять, что интересно ребенку, и перестроить экспозицию, стиль общения и принципы работы в зависимости от его потребностей.
Участники семинара увидели пример такой работы. Подъехав к музею, мы прочитали на фасаде: «Музей политической истории России». Если бы не семинар, в этот музей я бы пошла в последнюю очередь. И напрасно. В нескольких залах там сейчас размещен Детский исторический музей, где с помощью профессиональных мастеров можно самому изготовить поделку из глины, бисера, ткани, дерева; изучать орудия древнего человека, составить свой герб; расшифровать письмена древних египтян и даже отметить день рождения или провести выпускной бал. Представляете, выпускной вечер в знаменитом особняке Матильды Кшесинской?
Педагоги, работающие в музее, очень хорошо знают, что интересно ребенку. Поэтому отменили правило «ничего не трогать руками». И даже создали специально для детей имитацию гимназического класса позапрошлого века (парты с откидывающейся крышкой, старинные счеты, доска, глобус) и класса земской школы (бревенчатые стены, длинные деревянные столы и лавки). Называется «реконструкция исторической среды». Это чтобы ребенок мог сравнить свой мир и мир его сверстников, живших больше ста лет назад. Не удивительно, что в музей охотно приходят дети уже с четырехлетнего возраста. И «дорастают» до окончания школы.
В этой работе музей не стремится удерживать монополию: в холле висит большой стенд с полезной информацией для учителей и родителей. Очень важно и то, что среда эта рассчитана не только на благополучных, «домашних» детей: экспозицию, направленную на воспитание толерантности, работники музея вывозили недавно в колонию для несовершеннолетних.

– На первый взгляд кажется, что такая работа возможна только в крупных городах. Можно ли повторить ее в провинции?
М.Я. Безусловно. Музейная атмосфера (или среда) существует не только в Эрмитаже или Кунсткамере. Небольшой краеведческий музей, картинная галерея или музей-усадьба есть в каждом областном, а может, даже районном городе. Важно показать людям возможность работать осмысленно, интересно, обращаясь к самой благодарной аудитории – к детям. В конце концов, маленький музей, приличную библиотеку можно создать прямо в школе или даже в классе. Главное, чтобы это делалось не для отчета, а для живой работы с детьми и при их активном участии.
Наш опыт создания воспитательного пространства не ограничивается Василеостровским районом Петербурга. Подобная работа ведется и в Ломоносовском районе Ленинградской области. Если в городе точками притяжения и взаимодействия учителей, детей и родителей стали музеи, то сельские школы и детские сады сами становятся культурными центрами: театр, школьный музей, кружки, исследовательская работа. При этом ребята хорошо знают, что происходит у соседей, ездят в гости, устраивают презентации своих проектов.

– Скажите, а кто участвует в этой работе?
М.Я. Только те, кто почувствовал необходимость в этом.

– То есть нет организации с отчетливой структурой?
М.Я. Это не организация, а скорее сеть. Она состоит из множества групп и отдельных людей, которые даже не всегда знают друг о друге, потому что общаются по потребности и в зависимости от готовности, а не по обязанности: обмениваются опытом, строят совместные проекты. То есть структура не жесткая, а очень подвижная, и элементы ее возникают, меняются, двигаются навстречу друг другу, кооперируются.

– Но такое устройство жизни переворачивает всю привычную схему управления и функционирования образования. Я, учитель, теперь буду планировать свою работу не в методическом объединении школы, а с коллегами из своей и даже других школ, с музейными педагогами, с родителями?
М.Я. Конечно. У нас столько говорят о корпоративном управлении, а воз и ныне там. Если же дать людям возможность работать осмысленно, не в предметных рамках, а в режиме проектов, они будут видеть перспективы развития, планировать его, а не сидеть в ожидании очередных указаний. С теми учителями, которые участвуют в программе, так и происходит, они даже написали собственный учебник.

Получается, что, попав в образовательное пространство, изменяются не только дети, но и сами взрослые воспитатели. На то оно и пространство.

Участвовала в семинаре-практикуме
и беседовала с его инициатором
Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru