ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Несколько лет назад в дни
приема в первый класс мама будущей ученицы
попросила разрешения прийти на мой урок с
третьеклассниками.
– Да пожалуйста. У нас все уроки открытые. Только
сейчас – диктант. Что вы там увидите?
– Это не имеет значения. Для меня важно понять,
как вы разговариваете с детьми.
Немая сцена. Я первый раз видела человека,
который точно знал, что хочет увидеть в классе.
Но я не про запись в первый класс, а про открытые
уроки.
Опыт у меня в этой области довольно большой и
безрадостный. Никогда не могла понять: люди,
приезжающие в школу с другого конца города (или
даже страны), – они что хотят увидеть?
Непричесанный и не отрепетированный заранее
урок. Последние ряды заняты “зрителями”. Не все
идет гладко, со стороны кажется, что урок
пробуксовывает: группы долго договариваются,
спорят со мной, приходится на ходу
перепланировать занятие. И вдруг – прорвались,
поймали кураж, в классе рабочий шум... А на лицах
взрослых недоумение. Иногда возмущение: и это
открытый урок?
Если вы проделываете такие штуки перед
почтеннейшей публикой в известной авторской
школе, негодование бывает сдержанным. А если в
обычной, да еще перед представителями районного
методобъединения, – тут уж жди аутодафе.
Извините, господа. Но даже ради вас я не буду
ломать комедию (“Весь вечер на арене… с группой
дрессированных школьников!!!”). Прежде всего
перед детьми было бы совестно.
К сожалению, исторически сложилось, что открытый
урок должен представлять собой шоу. А
посторонние взрослые в классе почему-то чаще
всего напоминают туристов от педагогики. В том
числе и по массовости: редкая школа сейчас не
приглашает к себе коллег на семинар или
конференцию.
– Посмотрите направо, посмотрите налево, а здесь
у нас… а десять лет назад мы…
– Что вы говорите? Как мило! А тут у вас что?
– Спальня! кружок! класс! столовая… (убейте меня,
но я не понимаю, на что можно смотреть в пустом
классе).
На уроке же – почти физически ощутимая стена
между благосклонными и чуть пресыщенными
зрителями и старательными актерами. Урок под
завязку набит сменяющими друг друга репризами,
учитель говорит специальным праздничным тоном,
ученики громкими голосами декламируют ответы.
Даже очень хорошие учителя, понимающие, что
результат их работы не в том, насколько хорошо
вызубрены и громко прочитаны огромные куски
чужого текста, демонстрируют именно это. Так
принято.
Наверное, поэтому мы с коллегами решили не
предупреждать заранее школы, куда заезжает наш
первосентябрьский автобус. Попадаешь на урок
такой, как он есть. И всегда это оказывается
интересно. Потому что нет ничего более
увлекательного, завораживающего, чем процесс
работы. Когда нечто создается, рождается на твоих
глазах.
Начиная писать этот текст, я достала блокноты
прошлых лет. В одном из них – унылая запись,
сделанная во время открытого урока, на котором
пришлось присутствовать: “…это похоже на чучело
урока: перышки приглажены, почищены, стеклянные
глазки блестят. Почти как настоящие. Даже
лучше…”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|