РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Зачем ребенку нужно постоять на сцене
Это только потом мы почему-то
оказываемся экономистами, строителями,
бухгалтерами, адвокатами, врачами. А сначала –
музыка, танцы, балет, пение или спорт. У каждого
своя история о том, как он был артистом:
счастливая или не очень, печальная или смешная,
которую невозможно забыть.
Но оказывается, быть в детстве артистом нужно еще
и потому, что педагоги, работающие с детьми, видят
и знают про них то, что не дано видеть родителям. И
главное, умеют им помогать.
Рассказывает Людмила Алексеевна Смирнова –
преподаватель музыки Университетского колледжа
№5, руководитель мужского хора.
В музыке, тем более на сцене,
проявляются все психологические особенности
любого ребенка. По тому, как он поет, играет на
инструменте, я могу сказать, какие у него
проблемы. Он поет два-три дня, а я вижу, что не все
в порядке с математикой. Многие удивляются,
спрашивают, откуда я это знаю. А это все в пении
есть. Или проблемы с русским языком. И хотя нет ни
таблицы, ни правила, из которых бы это следовало,
я вижу проблемы каждого ученика в силу своей
практики. И любой профессионал видит то, что
родителю трудно разглядеть.
Если во время игры пальцы подвижны, значит,
мелкая пластика развита, значит, он может быть
успешен в русском языке. По тому, как он слышит,
как развит у него музыкальный слух, можно
сказать, что и фонетический слух у него есть.
Профессиональные знания учителя музыки дают
возможность судить о том, какие у ребенка могут
возникнуть проблемы в обыденной жизни. По тому,
как он стоит на сцене, насколько он открыт, сразу
виден тип характера. Один все время прячется,
старается закрыться нотами, а второй все время на
виду.
Так уж сложилось и продолжает складываться из
года в год, что нас всех воспитывают в основном
женщины. Дома – мама, в школе – учительница, и в
педагогический колледж из года в год поступают в
основном девочки. В нашем колледже их 600. А
мальчиков 80.
Мальчикам вообще очень трудно психологически
выживать среди девочек. Обычно им в женском
коллективе нечем заняться. Ведь к нам приходят не
самые удачливые мальчики. У каждого есть своя
история: психологическая, педагогическая,
житейская. Раз он ушел из школы в 9 классе, значит,
там уже что-то не сложилось, было некомфортно, и
он психологически не смог там находиться. А если
в школе было не все ладно, значит, и дома был
разлад.
Замкнутого человека видно сразу. А мальчики
часто бывают закрытыми. И к нам они приходят в 15
лет – уже не мальчики, еще не юноши, а подростки,
которым нужно время, чтобы подрасти. Очень часто
они даже по центру коридора боятся пройти. Пришел
мальчик в колледж – он один и ходит у стенки. И я
говорю ему: «Твоя задача – ходить по центру
коридора». В прямом смысле учу ходить, не держась
за стену. Это, может быть, не совсем правильно с
точки зрения этикета, но для психологической
раскрепощенности – очень верно.
Конечно, любой совет важен тогда, когда в нем
нуждаются. И мой совет не каждому пригодится. Но
придет время, и он обязательно вспомнит то, что я
ему говорила. Ведь парни, они такие – у них все
это остается где-то там, на потом.
Поэтому мне казалось: для мальчиков надо
придумать какое-то дело, как будто начал все
сначала, как реку перешел, и пути назад нет. И надо
искать впереди, а сзади ничего нет.
А что может быть демократичнее, чем пение, хор?
Ведь голос, он всегда с тобой. Плохо ли, хорошо ли,
но всегда можно спеть. Вот так пять лет назад в
колледже появился мужской хор.
Многие из тех, кто пришел в хор пять лет назад,
были с нулевыми певческими данными в пятнадцать
лет. А теперь поют. Это все воспитывается, все
нарабатывается. И хотя кому-то дано больше,
кому-то меньше, научить петь можно практически
каждого, было бы время у учителя и желание у
ученика. Только одного можно научить за полгода,
другого – за год, третьего – за два.
В хоре все должны быть одинаковыми. Но при этом
каждый должен быть личностью. Если все серые мыши
– хора не получится.
Хор – это процесс очень интересный и
захватывающий. Он может получиться каждый день и
каждый день разрушиться: исполняем произведение
– и я вижу хор, произведение закончилось – и
передо мной опять мальчики. Хотя я не люблю
называть их мальчиками, чаще обращаюсь к ним:
«Парни, мужики, мужчины».
Короткий миг репетиций – это наша жизнь. Жизнь в
музыке. Мы с ними в это время совершенно
одинаково творим. И то, что мы создадим, уйдет в
вечность и там останется. Поэтому каждый раз –
как в последний раз. И они это понимают.
И хотя я всего лишь педагог, пытаюсь им все время
быть полезной. Пытаюсь учить разрешать
конфликты. Говорю: «Постарайся разрешить
конфликт в свою пользу. Найди слова, аргументы,
сумей подойти – кругом же дамы, значит, не надо
вставать в позу». Я и в жизни не люблю, когда
говорят, что я им вторая мать.
Я им старший товарищ, человек, который к ним очень
расположен. А материнское отношение у меня к
одному-двум, у которых нет матерей. Остальным же
мои материнские чувства совсем ни к чему.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|