РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
В гостях у Папы Карло
Специалисты, работающие с
маленькими детьми, утверждают: дети умнеют через
руки. Только создавая собственные произведения,
ребенок учится чувствовать и понимать мир
Как растить настоящего мужчину
Знакомая ситуация в доме, где растет трехлетний
малыш: молотки, пилы, острые предметы, папины
инструменты тщательно прячут подальше в
чемоданчик с надежным замочком. Все эти предметы
“мужской” тематики приравниваются по степени
риска чуть ли не к ядохимикатам. А как же иначе?
Пусть сначала подрастет – тогда и молоток в руки
получит. Наблюдения специалистов по
всестороннему развитию ребенка сводятся в
данном вопросе к следующему: желание ребенка
создавать что-либо руками, осваивать простейшие
инструменты и материалы имеет свой возрастной
пик, который приходится приблизительно на 6–7
лет. Если к этому возрасту ребенок не успел
познакомиться, скажем, со сверлом или отверткой,
то скорее всего уже никогда не захочет. Благодаря
исследованиям психологов каждый родитель
сегодня знает, какое огромное значение для
формирования психики и интеллекта ребенка имеет
обычная детская игра. И к каким необратимым
последствиям приводит ее отсутствие. То же самое
происходит и в случае, когда взрослые лишают
мальчика возможности приобретать навыки
столярной работы именно тогда, когда он
испытывает потребность в этом.
Что дает мальчику работа с инструментами?
Во-первых, развивает волю: ведь ему надо
научиться управлять не просто собственными
руками, но и различными предметами: пилой,
молотком, гвоздями. Причем управлять,
прикладывая силу. Во-вторых, нужно спланировать,
что делать, и придумать, как это лучше
осуществить. И наконец, еще одно необходимое
качество для мужчины – чувство ответственности:
ведь только ты хозяин этого дела и только от тебя
зависит, получится нужная вещь или нет. Конечно,
поначалу трех-четырехлетнему ребенку без помощи
взрослого не обойтись.
В мастерской
Все началось со сказки. Однажды в детском саду
появился странный человек с бородой, в фартуке и
шапочке – вылитый Папа Карло из книжки про
Буратино.
Когда же Папа Карло открыл свой большой чемодан,
восторгам не было предела. Ведь чемодан был набит
разными палочками, сучками, деревянными
дощечками, корешками, брусочками и прочими
вещицами, которые дети почитают за великие
сокровища. Папа Карло поселился в небольшой
комнате, больше напоминающей каморку, где и
развернул настоящую столярную мастерскую.
Маленькие верстачки (обычные детские столики),
тиски, гвозди, пилы, молотки и даже настоящая
маленькая дрель – все это быстро заполнило
жилище странного беглеца из Италии.
– Создать такую же мастерскую, как в нашем
детском саду, можно и дома, – говорит Виктор
Рольбин (он же Папа Карло), педагог по столярному
делу. – Для этого достаточно выделить ребенку
небольшой угол в детской комнате. Здесь должен
помещаться небольшой верстак (стол) и все
необходимые для работы инструменты, которых не
так уж много: рубанок, тиски, пила, молоток,
гвозди, наждачная бумага, ножик. Материал для
творчества самый простой: обрезки досок, палочки
различной толщины и длины, сучки деревьев,
которые напоминают различных зверюшек.
Конечно, игрушки, которые сделают маленькие дети,
будут достаточно условными: у них не прорисованы
детали, и формы лишь приблизительны. Но это вовсе
не минус. Благодаря именно условности
развивается фантазия ребенка, а самая трудная
задача оказывается вполне осуществимой.
И слон готов!
Малыш берет в руки сук дерева с тонкими
веточками. Присматривается, вертит его в руках,
пытаясь увидеть свое будущее творение. Кто-то
заметит, что здесь прячется Буратино с длинным
носом, кто-то увидит слона с хоботом, а кто-то –
морду жирафа с длинной шеей, другой ребенок
удивится: да тут целый человечек с ручками,
поднятыми вверх! Каждый фрагмент можно отделить,
отпилив его от остального материала. Дерево
вполне подойдет необработанное: прямо с корой.
Вот голова слона. С помощью ножичка можно сделать
ему глаза: в нужном месте снять кружочком кору.
Тело – из толстой палочки, четыре ноги – из
палочек более тонких. Чтобы соединить все части
вместе, понадобятся гвозди с откусанными
шляпками. Это один из секретов, очень простых, но
необходимых: вбиваешь гвоздь в голову слона,
кусачками отрываешь шляпку и вновь
образовавшимся острым концом прибиваешь голову
к телу. Так же крепятся ноги. Уши – тонкие спилы
от ветвей с подходящим диаметром. Они
прибиваются к голове – и смешной хорошенький
слоник готов!
Одни дети просто довольны результатом, другие
продолжают совершенствовать свое творение. У
одного слона появляется попона и шляпа из
бабушкиных тряпочек: ведь это не обычный, а
цирковой слон. У другого слона на спине сидит
деревянный человечек, который решил объехать на
своем гигантском друге весь мир. Игра, перипетии
ее сюжета заставляют ребенка создавать все новых
героев. Если вдруг понадобится самолет? Это,
оказывается, тоже не так сложно. Сучок
заостряется ножиком с одного конца (это нос), к
нему прибивается маленький пропеллер,
вырезанный из плотного картона или толстой
пластиковой пленки (бутылки из-под газированной
воды). Хвост – кусочек доски, тщательно
зашкуренный и прикрепленный к основному корпусу
через переходник: маленькую палочку, которая
приподнимет хвост повыше, как это бывает на
настоящих самолетах. Иллюминаторы можно
вырезать на коре с помощью маленького ножичка.
Данная технология позволяет придумывать простые
решения для воплощения самых сложных замыслов.
Что может случиться
У многих мам наверняка от ужаса стынет кровь: как!
Дать трехлетнему малышу в руки нож или пилу?!
Допустим, дать. Ну и что? Что может случиться?
Пораниться, конечно, может. Но это, как говорится,
дело житейское: помазал зеленкой, забинтовал – и
до свадьбы заживет! Такая позиция – главный
теоретический принцип. Теперь о практических
правилах, соблюдая которые риск травмы можно
свести до минимума.
Первое: ребенок должен работать под наблюдением
взрослого, – пока он не научится сам соблюдать
технику безопасности.
Второе: породы дерева для поделок надо выбирать
мягкие. Лучше всего – липу или сосну.
Третье: ребенок не должен держать в руках
обрабатываемый кусок дерева. Если нужно отпилить
фрагмент – весь материал зажимается в тиски, и
ребенок, держа пилу двумя руками, широко
расставив ноги, пилит дерево.
Нужно забить гвоздь – учите малыша придерживать
гвоздь не пальцами, а специальными зажимами –
клещами.
Четвертое: покажите ребенку, что, работая ножом,
все движения он должен производить от себя. Нож
должен быть маленький, с удобной рукояткой и
закругленным лезвием.
Пятое: при обработке поверхности дерева шкуркой
ее лучше прибить на специальный брусок. Тогда
ребенок будет водить не шкуркой по поверхности
своей поделки, а наоборот.
И самое удивительное наблюдение: работая с
опасными инструментами, дети очень быстро учатся
избегать травм. Они вдруг становятся
аккуратными, внимательными, осторожными.
Родители часто недооценивают возможности своих
малышей. И, боясь дать им самостоятельность,
ограничивают их творческие способности, гасят
таланты, а иногда и само желание познавать
окружающий мир.
Сегодня специалисты, работающие с маленькими
детьми, утверждают: дети умнеют через руки.
Только выполняя простые конкретные задачи,
создавая руками собственные произведения (из
пластилина, из дерева, из бумаги), ребенок
осваивает мир вокруг, учится его чувствовать и
понимать.
Светлана ФЕДУЛОВА (консультант),
Виктор РОЛЬБИН ( педагог),
детский сад № 869, г. Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|