ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
9 АПРЕЛЯ
День учителя физики
Большой зал был полон задолго до начала
марафона. Никто не хотел пропустить круглый стол
“Модернизация образования”. Доктор
педагогических наук, заведующий лабораторией
физики и астрономии ИСиМО РАО, координатор
группы разработчиков образовательного
стандарта и примерных программ по физике
Владимир Орлов в своем докладе “Проблемы
совершенствования образования” не преминул
пожаловаться, что задача была неразрешимая –
сохранить фундаментальность физического
образования, усилить прикладную направленность
курсов физики, помочь детям овладеть методами
научного познания природы и… как-то
ликвидировать перегрузку. Да не забыть, что часы,
выделяемые на изучение физики в школе, резко
уменьшаются.
Как ни странно, сохранить фундаментальность
физического образования и одновременно
разгрузить содержание предмета разработчикам
стандартов удалось. По нормам нового стандарта
учебный материал теперь разделен на две части: на
обязательный, включенный в требования к уровню
подготовки выпускников школы, и материал, хотя и
подлежащий изучению, но в обязательные
требования не включенный. Такой стандарт, словно
щит, оберегает учеников, не желающих глубоко
изучать физику, от чрезмерных требований.
Учебный материал автоматически сократился. Но
сам объем текстов образовательного стандарта
увеличился из-за введения в стандарт конкретных
рекомендаций педагогам для деятельностного
подхода к процессу обучения физике.
В курс физики базового и профильного уровней
введены к тому же и элементы астрономических
знаний. Необходимость такого шага продиктована
исчезновением из федерального компонента
базисного учебного плана предмета
“астрономия”. Новизна стандартов по физике еще
и в том, что приоритет теперь отдан физическим
методам изучения природы. Ведь физика – наука
экспериментальная. И каждый ученик сам должен
убедиться в верности законов, когда-то открытых
учеными. Ставить опыты, проводить измерения,
самостоятельно “открывать” для себя законы
природы.
Ученики Галины Туркиной (центр образования № 1862)
вот уже четвертый год только этим и занимаются.
Физическая лаборатория для них – и учебная
аудитория, и солнечная лужайка, и даже песочница.
Чудеса можно творить с помощью науки где угодно и
из чего попало. Вот как, например, изучается тема
“Поверхностное натяжение”. Ученики Галины
Туркиной наливают воду в стакан и накрывают его
обычной сеткой от комаров. Стакан переворачивают
на ладонь, затем убирают ее, но вода не
выливается! А учеников Ольги Лущекиной из школы
№ 307 прямо-таки завораживает процесс
пенообразования. Проект получился не только
физический, но и химический, и экологический.
Как увидеть физику глазами биолога? Сгодится ли
для этого обычная лягушка-квакушка? О проблемах
интеграции естественно-научных дисциплин в
старшей и основной школе говорила на семинаре
“Интеграция” педагог 106-й московской школы
Елена Ельцова.
Участники марафона познакомились с новыми
учебно-методическими программами. Узнали о
существовании комплекта видеокассет “Школьный
физический эксперимент”. Чего в нем только нет! И
“электрический тон в различных средах”, и
“электромагнитная индукция”, и
“электромагнитные колебания”…
Профессор Валерий Касьянов, доцент МЭИ,
предложил свой способ проведения единого
экзамена. По его мнению, ЕГЭ должен состоять из
двух частей. Первая – выпускной школьный экзамен
для всех учащихся. А вторая – вступительный
экзамен только для тех, кому для поступления в
вуз требуется ЕГЭ по физике. Общий выпускной
экзамен включит в себя 40 вопросов категорий А и В
и будет длиться 45 минут. Ответ на каждый вопрос
займет примерно 0,9 минуты.
Все! Выпускной экзамен для школьников, не
собирающихся поступать в вузы, где требуется ЕГЭ
по физике, на этом заканчивается. Они покидают
класс. Объявляется 30-минутный перерыв. Затем
начинается вторая часть ЕГЭ. Вступительный
экзамен по физике в вуз выстраивается гораздо
сложнее. Надо решить три задачи за 90 минут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|