ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
8 АПРЕЛЯ
День учителя химии
Когда Николай Кузьменко и Вадим Еремин
представили марафонцам свои примерные школьные
программы и учебники, разработанные на их основе,
учителя забросали их провокационными вопросами:
«Да такая программа потребует в два с половиной
раза больше часов, а как же учебный план? И
материал очень сложный. Дети его не усвоят. Вы
когда-нибудь пробовали вести уроки в обычной
школе?» Оказалось, пробовали. Но только…
мысленно. В основном ездят по регионам,
встречаются с учителями, обсуждают проблемы. А
написав текст, опять же мысленно представляют
каких-то виртуальных слабых учеников и
ориентируются на них. Шутят? Оппонентов сей
оптимизм не устроил, но в полемику они вступили
активно, явно на что-то надеясь.
В начальной школе химику можно забыть о
стандартах: просто работай, как тебе интересно.
Дети только рады. Им интересно замешать вкусную
шипучку, соорудить петарду, чтобы не взорвалась
до срока, приготовить необычные украшения к
празднику.
Совсем кратко, чтобы не повторять то, что было на
предыдущем марафоне, рассказала о методах
пропедевтики естественно-научного образования
Галина Чернобельская. Ее аспиранты Денис Тонких,
Роман Шиленков и Александр Звягин вынесли на суд
строгих зрителей новую методику работы в школе
полного дня. Действительно, раз дети целый день в
школе пропадают, для них должны быть созданы
специальные места, где время убивается интересно
и с пользой. Молодые учителя разработали такую
методику, что дети могут соприкоснуться с химией
и создать свой образ этой науки в максимально
свободном образовательном пространстве. Каждое
занятие простроено целостно и позволяет
ученикам приступить к работе в любой момент, не
опасаясь услышать замечание: «Ты слишком много
пропустил, теперь ничего не поймешь!»
Елена Савенкова познакомила
собравшихся с учебниками для профильного
образования. Свой рассказ Савенкова начала с
курсов для гуманитариев. Учителя чуть-чуть
поерничали: «Красивый учебник. Картинки цветные!
Настоящая книга для гуманитариев!»
Но, похоже, такой химией занялись бы все. В
учебниках Савенковой почти нет формул и
уравнений (они вынесены в словарь для тех, кто
захочет их вспомнить). А в творческих заданиях
предлагается поиск происхождения слов, которыми
называют различные химические вещества. Лавсана,
например, или вискозы.
В программе рассматриваются вопросы и бытовой
химии, и питания, и медицины, и экологии. Учебники
уже утверждены, скоро поступят в продажу. Вдруг
из зала: «По этим учебникам нельзя освоить
материал, который в стандартах по химии!» Елена
Владимировна не соглашается: «Основная работа по
освоению стандарта проходит в
общеобразовательной школе. А мы говорим о
старшем звене». Учителя не сдаются: им-то
придется работать с конкретными детьми. А что,
если ребенок захочет сменить профиль? А если
нагрянет комиссия, а стандарт, освоенный два года
назад, благополучно забыт. Виноватым окажется
учитель.
Что же получается? Предложены два курса химии.
Для самых младших и самых старших. Оба курса
похожи. Основаны на практической, бытовой химии,
а не на формулах. Интересны каждому ученику.
Тогда зачем общий курс для восьмого и девятого
классов, который, ясное дело, у большинства ребят
лишь отбивает желание изучать химию? Вполне
достаточно освоить программу для гуманитарных
профильных классов. Но что тогда делать со
стандартом?
Без азартного, увлеченного учителя химия
превращается в мертвую науку. Об этом говорили
учителя после лекции Сергея Бердоносова:
«Бердоносов способен увлечь каждого!», «Таких
учителей отыскать посложнее, чем деньги на
реактивы и приборы».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|