Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
7 АПРЕЛЯ

День учителя биологии

Учителю биологии никогда не удастся сделать вид, что он все знает. Слишком стремительно развивается эта наука. И на каверзные вопросы учеников биолог обречен каждый день. Выходит, авторитарным учителем ему не стать и университетскими конспектами не попользоваться. Всегда нужна свежая научная информация. Именно поэтому на Дне учителя биологии, сменяя друг друга, выступали ведущие ученые. А учителя старались законспектировать все как можно подробнее.
Больше всего слушателей собрала лекция Алексея Оловникова «Старение – новый взгляд». Неужели все-таки можно продлить жизнь? Можно, уверенно ответил лектор. Мыши, срок жизни у которых всего два года, доживают запросто до четырех, если их кормить через день.

Спускаясь со сцены, лекторы попадали в плотный круг учителей, терпеливо отвечали на их вопросы. Совсем не хотели отпускать Ольгу Гордееву. Ее лекция «Стволовые клетки как генетическая проблема» так поразила марафонцев, что они еще долго не могли успокоиться.
Что происходит с птицами в Подмосковье? Казалось бы, сокращение хозяйственной деятельности на селе должно было пойти им на пользу, но докладчик Виктор Зубакин объяснил, что повезло далеко не всем видам. Заброшенные пастбища и проросший на них лесок лишили куликов мест гнездования. А открытые для посещения рыбаков-любителей рыбхозы угрожают популяции чаек.
Методист 7-й воронежской гимназии Тамара Рябых весь день провела в Малом зале. Призналась: «Все, чему научилась и что узнала на прошлом марафоне, в нашей гимназии уже внедрили. И даже ученические проекты, о которых сегодня рассказала Оксана Синягина, в гимназии уже есть».
Как попасть на Пелопоннес? И не на экскурсию, а в экспедицию? Об этом рассказали Евгения Петраш и Ирина Кобузева из 520-й московской школы, где все учителя и ученики – опытные исследователи и путешественники.
Елена Андреева и Светлана Ярцева работают в образовательном центре. Дети проводят в нем полный день. Конечно, очень страдает опорно-двигательная система. Чтобы дети поняли, как они могут сами себе помочь, научились заботиться о своем здоровье, Андреева с Ярцевой на уроках биологии стали их этому специально обучать. И сейчас ребята, переходя из кабинета в кабинет, опускают или поднимают сиденье стула (оно должно быть на уровне колена) и крышку стола, измеряя ее положение локтем, поставленным на стол, благо мебель в школе трансформируется.

Не нарушают ли представление ребенка о мире дробление и растаскивание учебного материала по предметам? Учитель 1534-й московской гимназии и автор учебно-методического комплекса «Естествознание» для 5–6 классов Ольга Бочкова убеждена, что не каждый ребенок может собрать искусственно разделенное в единую картину мира. Знания, которые ученик только что получил на уроке географии, он не может соединить с информацией, услышанной на уроке биологии, а математика у него никак не продолжение физики. Спросишь у пятиклассников: откуда берутся знания о мире? Они уверенно отвечают: из книжки. А как попадают в книжку – не догадываются. Вот почему курс естествознания начинается со знакомства с методами получения научной информации. «А если интеграция предметов уменьшит глубину знаний? – волновались учителя. – К тому же часы на биологию сокращают».
Хорошо московским учителям. У них есть серьезные помощники – музеи. От предложений, прозвучавших на круглом столе «Московские музеи – школьному образованию», просто голова кружилась. В регионах о таком даже не мечтают.

Людмила РЫБИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru