ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
6 АПРЕЛЯ
День учителя географии
География объединяет в себе многие
дисциплины: экономику, политологию, историю,
антропологию, природоведение, биологию… Изучая
географию, школьники развивают качества,
значение которых трудно переоценить, –
системность мышления, способность видеть самые
сложные явления жизни целостно и объемно.
Не случайно День учителя географии
начался с серьезного разговора о геополитике.
Кандидат географических наук Алексей Кузнецов
аргументированно доказал, что глобализация
резко усилила экономическую взаимозависимость
разных стран и привела к возникновению единого
мирового хозяйства. Кузнецов назвал шесть
основных критериев, определяющих
геополитическую роль стран: экономическую мощь,
ресурсный потенциал, внутриполитическую
стабильность, гибкую внешнюю политику, военную
мощь, здоровье нации. Причем на первое место
поставил не природные ресурсы, а человеческие,
потенциал которых определяется не столько
профессиональной квалификацией, сколько
способностью и желанием учиться,
совершенствовать свои навыки.
В чем же основные различия работника
индустриального и постиндустриального общества?
Оказывается, при сравнении их профессиональных
установок явно видны три контрастные пары:
стандарт – креативность, исполнительность –
инициативность, профессионализм в узкой сфере –
универсальность. Отсюда важный вывод: сегодня
учителю географии надо обращать особое внимание
на формирование надпредметных навыков. Обучать
ребятишек работать с информацией, справляться с
проблемами, быть коммуникабельными. На вопрос
“как это сделать?” ответили ведущие
мастер-класса “Компетентностный подход в
обучении географии” Наталья Маерова и Евгения
Демидова.
Многих участников и гостей на марафоне
заинтересовала лекция о состоянии дел в
производственном секторе. В каких регионах и
отраслях наблюдается экономический рост, а в
каких – застой? Секреты подробно раскрыла
преподаватель географического факультета МГУ
Наталья Зубаревич.
От теории перешли к практике. Ведущие
мастер-классов, рассказав о своих методических
находках, тут же предложили апробировать их.
Увлек марафонцев и практикум Дмитрия Заяца и
Александра Давыдова. С помощью особой
интерактивной карты участники практикума
пытались выявить закономерности
градостроительства в России.
В Большом зале на ура прошел “Клуб
кинопутешествий”. В фильме “Республика
Бурятия” перед зрителями во всей красе
предстали Байкал и природа Бурятии. Эта
кинолента вместе с другими фильмами – об Алтае,
Урале, Калмыкии – войдет в серию аудиовизуальных
учебных пособий “Географической
видеоэнциклопедии”.
На семинаре “Космические снимки на уроках
географии” педагоги учились использовать
изображения Земли, снятые из космоса, в школьном
образовании. Интернет-конкурс работ с
космическими снимками “Живая карта” никого не
оставил равнодушным.
Многие выступающие не скупились на сожаления по
поводу результатов обучения географии в школе.
Причины слабого географического образования, по
мнению академика РАО Владимира Максаковского, в
отсутствии единства среди географов. Разные люди
совершенно по-разному видят задачи географии как
предмета. Одни считают самым главным в школьной
географии страноведение, другие –
родиноведение, третьи – природопользование, а
четвертые делают акцент на взаимосвязи
географии и экологии. Такое разночтение
размывает и умаляет значение предмета, мешает
педагогическому сообществу изменить наконец
нелепое отношение к географии как к чему-то
несущественному и второстепенному.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
Содержание
этого номера
|