Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Юдифь ЛАВИН,
Перевод с английского
Евгении ЛАЗАРЕВОЙ

Асы каждодневной обороны

Родители ребенка-инвалида должны стать его адвокатами в школе

Так считают Юдифь ЛАВИН и ее муж Михаэль, у которых 18 лет назад родилась дочь с заячьей губой и дефектом нёба. Девочка перенесла 15 операций, пропустила очень много учебного времени в школе.
Два года назад Юдифь выпустила книгу “Особым детям нужны особые родители”.
В этом интервью Юдифь рассказывает, как родителям особых детей нужно сотрудничать со школами.

– Ребенок с особыми потребностями, он, на ваш взгляд, какой?
– Это любой ребенок, у которого есть физические, эмоциональные, умственные проблемы или проблемы с обучением.
– Насколько серьезными должны быть эти проблемы?
– Дело не только в серьезности самих проблем. Во многих случаях какое-нибудь заболевание или смерть одного из родителей приводит к тому, что ребенок долго не посещает школу. Если ребенок пропустил более 10 учебных дней, то по закону нашего штата Иллинойc ему обязаны предоставить дополнительное обучение на дому.
– Что говорит закон об обучении детей с особыми запросами?
– Юридическое определение особых потребностей содержится в Акте о получении образования инвалидами, принятом на федеральном уровне в 1975 году. Этот закон гласит, что каждый штат США должен предоставлять бесплатное государственное образование в соответствии с потребностями и возможностями всем детям школьного возраста с инвалидностями, описанными в законе тринадцатью категориями. Сюда входят: аутизм, глухота, слепота, эмоциональная неуравновешенность, пониженный уровень слуха, задержка умственного развития, проблемы с обучаемостью, множественная инвалидность (несколько одновременно), ортопедические и любые другие проблемы со здоровьем, проблемы с речью или языком, травмы головного мозга и слабовидение. В зависимости от конкретной проблемы ребенок и его родители имеют право на разработку индивидуализированного плана обучения (IЕР). Они могут встретиться с администрацией школы и разработать конкретный план в зависимости от потребностей ребенка.
– Найти специалиста, который сумел бы грамотно оценить потребности конкретного ребенка, трудно?
– Часто родители просто передают устно друг другу информацию о таких экспертах. Если школа согласна с тем, что ребенок должен быть протестирован для определения его особых потребностей, то она предоставляет соответствующего специалиста.
– Есть ли такие дети, которым не требуется специализированное обучение, но по каким-то причинам дополнительная помощь в школе все же нужна?
– Да, другой федеральный закон говорит о том, что дети, у которых есть отдельные проблемы, мешающие им участвовать в каком-либо определенном типе деятельности в школе, но не требующие индивидуализированного образовательного плана, также должны получать необходимую помощь. К таким специфическим проблемам относятся неполадки с дыханием, зрением, обучением, ходьбой, речью и так далее. Например, ребенок с аллергией на арахис, которому по незнанию дали его отведать, может испытать астматический приступ. Если родители потребуют специальную программу для обеспечения безопасности такого ребенка в школе, IЕР также будет разработан.
Для аллергиков на арахис существует план 504, который предназначен для повышения осведомленности персонала школы об аллергических реакциях ученика.
– Какие еще проблемы могут возникать у таких детей в школе и что должна делать школа?
– Некоторым детям нужен специальный автобус, чтобы добираться до школы. Другие не могут находиться в школе весь день, потому что у них не хватает для этого сил. Или им необходимо соблюдать какие-то медицинские предписания. В этих случаях школа должна обеспечить помощь медсестры. А слабослышащим детям – предоставить переводчика языка жестов.
– Чему вы научились, помогая дочери преодолевать школьные проблемы?
– Мы узнали, что некоторые школы относятся с большим вниманием к больным детям и могут проявлять гибкость, а другие – абсолютно не готовы к сотрудничеству. Один-единственный черствый учитель может сделать и ребенка, и всю его семью несчастными. Постоянно приходится защищать своего ребенка.
– Что делать родителям, которых не устраивает то, как складывается их сотрудничество со школой?
– Начинать надо с самого нижнего уровня – с учителя, социального работника или врача, которого должна подобрать соответствующая ассоциация родителей. Ведь вы не хотите, чтобы школа стала вашим врагом. Вас не удовлетворяет, как продвигаются дела? Следующей ступенькой пусть будет встреча с директором школы. Опять не удалось добиться благоприятного результата? Пора подключать юриста.
– А если дети дразнят непохожего на них ребенка?
– Большинство детей склонны следовать мнению основной массы. Попробуйте пробудить в детях и их родителях сочувствие, сопереживание. Стремитесь к тому, чтобы проблемные дети были больше интегрированы в социальную жизнь. Ни детям, ни их родителям не стоит молчаливо предполагать, что если Джонни не может ходить, то не следует приглашать его на каток. Пригласите его обязательно, и пусть его родители решают, как он сможет участвовать.
– Как школа может помочь родителям ребенка-инвалида?
– Пересмотреть систему аттестации учителей, повысить мотивацию; уменьшить наполняемость классов; добиться, чтобы учителя и директор больше прислушивались к родителям, а не отмахивались от них.


Региональная общественная организация инвалидов “Перспектива” в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования” проводит групповые и индивидуальные юридические консультации по вопросам:
  • Образование инвалидов
  • Оформление индивидуальной программы реабилитации инвалидов
  • Правовые основы создания доступной среды для инвалидов
  • Поддержка в отстаивании прав
  • Помощь в оформлении необходимых документов (заявления, жалобы и пр.)
  • Представительство интересов инвалидов в суде
Вся правовая помощь в рамках проекта бесплатная.

Адрес региональной общественной организации инвалидов “Перспектива”:
111394, г. Москва, ул. Мартеновская, д. 30, подъезд 1
Тел.: (095) 303-83-54, тел./факс 303-22-60.
E-mail: office@perspektiva-inva.ru
Директор РООИ “Перспектива” Денис Роза.
Координатор проекта Сергей Лузгин

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru