ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Юдифь ЛАВИН,
Перевод с английского
Евгении ЛАЗАРЕВОЙ
Асы каждодневной обороны
Родители ребенка-инвалида должны
стать его адвокатами в школе
Так считают Юдифь ЛАВИН и ее муж
Михаэль, у которых 18 лет назад родилась дочь с
заячьей губой и дефектом нёба. Девочка перенесла
15 операций, пропустила очень много учебного
времени в школе.
Два года назад Юдифь выпустила книгу “Особым
детям нужны особые родители”.
В этом интервью Юдифь рассказывает, как
родителям особых детей нужно сотрудничать со
школами.
– Ребенок с особыми потребностями,
он, на ваш взгляд, какой?
– Это любой ребенок, у которого есть
физические, эмоциональные, умственные проблемы
или проблемы с обучением.
– Насколько серьезными должны быть эти
проблемы?
– Дело не только в серьезности самих
проблем. Во многих случаях какое-нибудь
заболевание или смерть одного из родителей
приводит к тому, что ребенок долго не посещает
школу. Если ребенок пропустил более 10 учебных
дней, то по закону нашего штата Иллинойc ему
обязаны предоставить дополнительное обучение на
дому.
– Что говорит закон об обучении детей с
особыми запросами?
– Юридическое определение особых
потребностей содержится в Акте о получении
образования инвалидами, принятом на федеральном
уровне в 1975 году. Этот закон гласит, что каждый
штат США должен предоставлять бесплатное
государственное образование в соответствии с
потребностями и возможностями всем детям
школьного возраста с инвалидностями, описанными
в законе тринадцатью категориями. Сюда входят:
аутизм, глухота, слепота, эмоциональная
неуравновешенность, пониженный уровень слуха,
задержка умственного развития, проблемы с
обучаемостью, множественная инвалидность
(несколько одновременно), ортопедические и любые
другие проблемы со здоровьем, проблемы с речью
или языком, травмы головного мозга и
слабовидение. В зависимости от конкретной
проблемы ребенок и его родители имеют право на
разработку индивидуализированного плана
обучения (IЕР). Они могут встретиться с
администрацией школы и разработать конкретный
план в зависимости от потребностей ребенка.
– Найти специалиста, который сумел бы
грамотно оценить потребности конкретного
ребенка, трудно?
– Часто родители просто передают устно друг
другу информацию о таких экспертах. Если школа
согласна с тем, что ребенок должен быть
протестирован для определения его особых
потребностей, то она предоставляет
соответствующего специалиста.
– Есть ли такие дети, которым не требуется
специализированное обучение, но по каким-то
причинам дополнительная помощь в школе все же
нужна?
– Да, другой федеральный закон говорит о
том, что дети, у которых есть отдельные проблемы,
мешающие им участвовать в каком-либо
определенном типе деятельности в школе, но не
требующие индивидуализированного
образовательного плана, также должны получать
необходимую помощь. К таким специфическим
проблемам относятся неполадки с дыханием,
зрением, обучением, ходьбой, речью и так далее.
Например, ребенок с аллергией на арахис, которому
по незнанию дали его отведать, может испытать
астматический приступ. Если родители потребуют
специальную программу для обеспечения
безопасности такого ребенка в школе, IЕР также
будет разработан.
Для аллергиков на арахис существует план 504,
который предназначен для повышения
осведомленности персонала школы об
аллергических реакциях ученика.
– Какие еще проблемы могут возникать у таких
детей в школе и что должна делать школа?
– Некоторым детям нужен специальный
автобус, чтобы добираться до школы. Другие не
могут находиться в школе весь день, потому что у
них не хватает для этого сил. Или им необходимо
соблюдать какие-то медицинские предписания. В
этих случаях школа должна обеспечить помощь
медсестры. А слабослышащим детям – предоставить
переводчика языка жестов.
– Чему вы научились, помогая дочери
преодолевать школьные проблемы?
– Мы узнали, что некоторые школы относятся с
большим вниманием к больным детям и могут
проявлять гибкость, а другие – абсолютно не
готовы к сотрудничеству. Один-единственный
черствый учитель может сделать и ребенка, и всю
его семью несчастными. Постоянно приходится
защищать своего ребенка.
– Что делать родителям, которых не
устраивает то, как складывается их
сотрудничество со школой?
– Начинать надо с самого нижнего уровня – с
учителя, социального работника или врача,
которого должна подобрать соответствующая
ассоциация родителей. Ведь вы не хотите, чтобы
школа стала вашим врагом. Вас не удовлетворяет,
как продвигаются дела? Следующей ступенькой
пусть будет встреча с директором школы. Опять не
удалось добиться благоприятного результата?
Пора подключать юриста.
– А если дети дразнят непохожего на них
ребенка?
– Большинство детей склонны следовать
мнению основной массы. Попробуйте пробудить в
детях и их родителях сочувствие, сопереживание.
Стремитесь к тому, чтобы проблемные дети были
больше интегрированы в социальную жизнь. Ни
детям, ни их родителям не стоит молчаливо
предполагать, что если Джонни не может ходить, то
не следует приглашать его на каток. Пригласите
его обязательно, и пусть его родители решают, как
он сможет участвовать.
– Как школа может помочь родителям
ребенка-инвалида?
– Пересмотреть систему аттестации
учителей, повысить мотивацию; уменьшить
наполняемость классов; добиться, чтобы учителя и
директор больше прислушивались к родителям, а не
отмахивались от них.
Региональная общественная организация
инвалидов “Перспектива” в рамках проекта
“Юридическая защита прав инвалидов в России:
доступность образования” проводит групповые и
индивидуальные юридические консультации по
вопросам:
Образование инвалидов
Оформление индивидуальной программы
реабилитации инвалидов
Правовые основы создания доступной
среды для инвалидов
Поддержка в отстаивании прав
Помощь в оформлении необходимых
документов (заявления, жалобы и пр.)
Представительство интересов
инвалидов в суде
Вся правовая помощь в рамках проекта
бесплатная.
Адрес региональной общественной организации
инвалидов “Перспектива”:
111394, г. Москва, ул. Мартеновская, д. 30, подъезд 1
Тел.: (095) 303-83-54, тел./факс 303-22-60.
E-mail: office@perspektiva-inva.ru
Директор РООИ “Перспектива” Денис Роза.
Координатор проекта Сергей Лузгин
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|