ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Сортировка пациентов по
национальному признаку
На своих, чужих и совсем уж противных...
“Скорая” подъезжает к дверям приемного
отделения. Реальность воспринимается как сон.
Кто забросил нас в эту виртуальную игру под
названием “Детская больница”? Наша роль –
больной. Наша задача – выжить.
К сожалению, это не игра. Несколько суток нам с
ребенком предстоит выживать именно здесь. А вот и
белые халаты.
– Здравствуйте.
– Ребенок кашлял?
– Да.
– Как собака?
– Да.
– Кто вы по национальности?
Смотрю с недоумением. Поясняют:
– Имя у вас интересное.
– Родители придумали.
Поднимаемся в лифте, выходим. Медсестра:
– У вас будет вот такая тумбочка (показывает).
Все, что вам ненужно, оставляйте в раздевалке.
Через три минуты:
– Ну что, разобрались? Нет еще?
Уходит. Еще через три минуты:
– Ну все? Сколько же времени надо было такую
сумку собирать? (Нервничает.) Нет, я не могу ждать.
Пойдемте.
Палата – десять квадратных метров. Три кроватки.
Три мамы и три ребенка. Двое кашляют. Третий –
Елисей – бродит с задранным вверх подбородком.
Какой-то редкий вирус не позволяет ему опустить
голову.
Появляется медсестра со шприцем. Малыши начинают
реветь и карабкаться вверх на мамашек. Киваю на
шприц:
– Что там?
– Пенициллин и гидрокортизон.
По лицу медсестры догадываюсь, что она
оскорблена вопросом. Возможно, мой интерес был
воспринят ею как недоверие. Подставляю детскую
попку. Две секунды. Готово. Заливаюсь слезами
вместе с ребенком. С этой минуты антибиотики
будут колоть пять дней.
Инна (соседка по палате):
– У вас круп?
– Да.
– И у нас.
– Вы давно тут?
– С ночи. Сначала в кислородной камере лежали.
Потом отпаивали чаем. Руслан сопротивлялся.
Медсестра сказала: “А! У него еще и папа
азербайджанец! Все они противные”.
От усилий медсестры у малыша треснула губа.
Теперь он боится сотрудников больницы. К счастью,
сотрудников много. Но сменят медсестру –
ненавистницу азербайджанцев еще нескоро.
* * *
Первые две ночи самые опасные. Развитие
болезни таково, что ребенок может задохнуться.
Постоянно надо поить боржоми. Теплым.
Подогревать на плитке в кастрюльке. Комната для
матерей не смогла бы приютить всех мамаш, не
желающих расставаться с детьми. Большинство
ночует в палатах. Условия больницы не позволяют
“лежать” мамочкам со своими малышами, но
оставаться на ночь не запрещают.
Захожу в материнскую за разогретым боржоми. На
диванчике спит мама-полярник в куртке с
капюшоном, завязанным, как у детишек поздней
осенью в дождливую погоду. В комнате
действительно очень холодно. Соседка Наде
привезла из дома одеяло. Пост у постели больного
ребенка не покинет никто.
В шесть сорок утра включают свет. Подъем. Сестра
предупреждает: чтобы к девяти в палате был
порядок – приходит начальство. Выходит. Мы
напоминаем друг другу, что сон – лучшее
лекарство. Но в конце коридора раздается детский
плач. Через минуту к нему присоединяется другой.
Вскоре пенициллиновая волна докатывается до нас.
По коридору идет малыш лет четырех. Он расставил
руки и, видимо, летит. По пути цепляется за
медсестру и тянется к ней. Его вид говорит: обними
меня. В отделении он уже две недели. Одет так, что
сразу понятно: мамы нет.
– Как тебя зовут?
– Саша.
* * *
В процедурном кабинете стоят аппараты
для ингаляций. От аппарата тянется длинная
гофрированная трубка с маской на конце. Малыши
сидят на руках у мам и дышат. Они похожи на
слоников с длинными хоботами. Процедура нравится
не всем. Некоторые так вырываются, что приходится
удерживать силой. Одна слониха-мама зажала
плачущего ребенка руками и ногами и что-то грозно
внушает ему на ухо. Белые пары лекарства клубятся
и придают картине немного фантастики.
В сопровождении медсестры входит плачущая
пестро одетая молодая таджичка с ребенком на
руках. Сестра строго:
– Сюда, в ванную!
Таджичка кладет ребенка на кушетку и раздевает.
Малыша одевают во все больничное и уносят.
Таджичка плетется к выходу, плачет и постоянно
оглядывается на уплывающего ребенка. Маму будут
пускать в ванную комнату только покормить его. Он
совсем кроха.
* * *
Инна приносит в палату новые игрушки. В
вестибюле больницы можно купить лекарства,
игрушки и необходимый нам боржоми. Маленький
Руслан заинтересовался резиновым крокодилом,
показывает, как тот пищит.
У мусорного бака копошится одинокий мальчик
Саша. К нему подходят соратники по болезни:
– Что это у тебя?
– Я печенье нашел! – Глаза сияют.
– Выброси в мусор. Нельзя в помойке рыться! –
Мальчик постарше больно шлепает Сашу по заднице.
Тот выбрасывает печенье и плачет.
Надежда просит перевести ее с ребенком в другую
палату. Двое малышей кашляют, а ее Елисей – нет.
Их не переводят. Врач объясняет отказ тем, что у
всех детишек инфекция. А то, что она разная,
похоже, не имеет значения. Семь бед – один ответ.
Колют три раза в день со скоростью “моргнуть не
успеешь”. На попках появляются синяки и шишки.
Спасаем детей с помощью капустных листьев.
– Капусту привези! – кричит Инна в трубку
телефона. Муж ее не понимает. – Ка-пус-ту. Кочан
капусты.
По коридору гуляет мама с ребенком. Рядом с ними
– Саша. Компания проходит мимо поста дежурной
медсестры. Навстречу идет незнакомый врач,
кивает на Сашу:
– Это тоже ваш?
– Нет.
– А кто это?
– Да никто, – отвечает медсестра.
* * *
Инна и маленький Руслан возвращаются с
ультразвукового обследования. Видели таджичку с
малышом. По-русски говорит плохо. Инна знает, что
несчастную пускают только покормить ребенка,
спрашивает:
– Почему вас здесь не оставляют?
– Нет денег платить за лечение.
– Зачем вы уехали из дома?
– Там нечего кушать.
– А где вы здесь живете?
– На вокзале.
– С мужем?
– Да.
– Он работает?
– На рынке. Милиция приходит и все забирает.
Когда Надежда уходит из палаты, об этом узнает
все отделение. Елисей начинает кричать. Очень
громко. Я его понимаю. Остаться без мамы в таком
опасном месте не пожелаешь никому.
– Вы только домой не уходите…
Всем понятно, что этот ребенок без мамы здесь
такого натворит!
Вечером в отделении работает телевизор. Саша в
объятиях очередной чужой мамы смотрит на экран и
рассказывает:
– Мне йогурт подарили и печенье.
“Никто” делится своей радостью с “близким”
человеком.
Всю ночь в соседней палате плачет девочка. Под
утро молодая бабушка жалуется на свою соседку,
тоже бабушку:
– Дала маленькому ребенку что нельзя, вот и
разболелся животик. Разве можно?
Вспоминаю надпись в вестибюле больницы: “Не
разрешается заменять мам другими
родственниками”.
Утро. Семь тридцать. Надежда входит в палату и
рассказывает:
– Внизу охранник не пускает какую-то мамочку. У
вас, мол, пропуск с восьми часов. Погуляйте.
Мы возмущены.
Прохожу мимо палаты Саши. Он лежит в кроватке и
крутит головой. Решетка на кровати поднята.
– Мама! Где моя мама?
Рядом лежит пластиковая собака на веревочке.
…Мы собираемся выписаться. Температура у малыша
нормальная. Он говорит:
– Мама, пойдем домой!
Врач согласна отпустить под расписку. Отлично. С
радостью покидаем это страшное место. Надеюсь, мы
ничего не забыли в палате, чтобы не пришлось
возвращаться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|