ДОМАШНИЙ АРХИВ
ВСТРЕЧА ПОД ВЕЧЕРНИМ АБАЖУРОМ
Фотохудожник Павел КРИВЦОВ,
Дмитрий ШЕВАРОВ
“Я вижу светопись облаков и слышу
музыку камыша...”
О таинственном искусстве черно-белой
фотографии
Недавно в Белгороде вышел в свет
удивительный фотоальбом. Своим холщовым
переплетом он напоминает летописный свод. И по
сути своей эта книга летописна. “Русский
человек. Век ХХ” – так она называется. В ней –
итог сорокалетнего труда замечательного
фотохудожника Павла Кривцова, лауреата
международных конкурсов “Интерпрессфото” и
“Уорлд Пресс Фото”.
А вышел альбом именно в Белгороде не случайно:
здесь малая родина Павла Кривцова. В
белгородском селе Рождественка, неподалеку от
легендарного Прохоровского поля, он родился в 1943
году, когда в этих местах решалась судьба нашей
Победы. И поэтому так много в альбоме Кривцова
портретов фронтовиков, солдатских матерей, вдов.
Всего в книге более трехсот фотографий. Будни,
праздники, скорби. Шахтеры и философы, учителя и
солдаты, пастухи и поэты, крестьяне и монахи. В
книге соседствуют великий композитор Георгий
Свиридов и сельский почтальон Олег Ларионов,
историк Лев Гумилев и бригадир Валерий Панов,
жалеешник Марк Сычев и хранитель святых
пушкинских мест Семен Гейченко, плотник Иван
Фролов и народный артист Игорь
Ильинский, писатель Евгений Носов и колодезных
дел мастер Николай Юдаков…
Мгновения жизни на этих снимках не остановлены
намертво, они бережно взяты на ладонь и поднесены
к нашим глазам. И кажется, что ты стоишь в
родительском доме и с деревянной рамки на стене
смотрят на тебя с любовью родные люди.
Раньше о фотографии говорили – “светопись”. О
книге, написанной светом, мы беседуем с Павлом
Павловичем Кривцовым.
УЧИТЕЛЬ ДМИТРИЙ НИКИТОВИЧ ПРОНИН.
ГОРОД ОБОЯНЬ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ. 1983 Г.
ФОТОГРАФИЯ ПАВЛА КРИВЦОВА ИЗ АЛЬБОМА “РУССКИЙ
ЧЕЛОВЕК. ВЕК XX”.
– ...Проснулся как-то ночью и стал думать:
а что, если сделать такую фото-
книгу? А что, если собрать воедино все, что я понял
о русском человеке? Но тут же оторопел, испугался
этих мыслей: замахнулся-то как! Постепенно
привыкать стал, подбирать снимки. Мне захотелось
обратиться к людям: а кто мы? какие мы? для чего
живем? что с нами происходит?.. Напомнить о
глубинной нашей принадлежности друг другу.
– Листаю вашу книгу, и постепенно начинает
казаться, что держу в руках домашний альбом. Люди
так смотрят с фотографий… Ну, будто давно мы не
встречались и вот свиделись.
– Так и есть. Вся книга построена на
встречах. Я благодарен за них своей профессии,
тем редакциям, где я работал. Иногда это были
совсем недолгие, почти мгновенные встречи, но
случайных не было.
– К некоторым снимкам невольно возвращаюсь
и возвращаюсь. Вот гляжу на портрет Валерия
Павловича Гончаренко, на его мальчишеское,
задорное лицо и радуюсь – сам не знаю отчего…
– Валера – мой одноклассник. Мы с ним
дружили с восьмого класса, с тех пор, как я после
сельской школы попал в Белгород, в интернат, где
учились дети железнодорожников. У меня дядя был
помощником машиниста. А Валеркин дом стоял рядом,
я к нему прибегал. Удивительно талантливый
парень, схватывал все на лету. Выучился на
инженера, придумал такие революционные
технологии на своем заводе, что стал лауреатом
Государственной премии. Увы, его уже нет в живых.
– Но здесь, на снимке, встреча длится и
длится… Мы как-то привыкли к фотографии и
забываем, какое это чудо.
– Я почти полвека с фотоаппаратом, но для
меня фотография остается чудом, тайной. Совсем
как в тот день, когда я прибежал к маме и с порога
попросил: “Давай купим фотоаппарат!..” Мы
откладывали деньги на настоящую “тулку” –
одноствольное ружье. Я же мечтал быть геологом,
охотником, начитался Арсеньева… Мама сразу
согласилась, добавила мне сорок рублей, и мы с
моим другом Славой Косенковым поехали в город и
купили “Смену”.
– А что же вдруг такое нахлынуло?
– А вот именно – нахлынуло! У меня всегда
так было. Если увлекался – то до страсти. Одно
время так увлекался голубями – устроил
голубятню на чердаке сарая. Помню, как-то
запустил голубей, они поднялись и растаяли в
небе. Я туда-сюда, час проходит, два. Я плачу, а их
нет… Только через шесть часов вернулись. Голубь
– это красивая история.
– У Астафьева в “Последнем поклоне” есть
щемящий рассказ “Фотография, на которой меня
нет”. Там мальчик лежит в горячке и переживает,
что вот в село приехал фотограф, придет в школу,
снимать всех будет на карточку. И он все рвется в
школу, а бабушка от него штаны прячет, чтобы не
сбежал. Может, и вас проезжий фотограф своим
ремеслом зачаровал?..
– Проезжий, но не фотограф, а геолог. А дело
было так. У нас в Рождественке прямо посреди села
геологи поставили буровую вышку и открыли под
нашим селом залежи кварцита. Огромный пласт. Вот
на каком мощном основании я родился!.. Но тогда
меня не этот факт привлекал, а палатки геологов.
Крутились мы там с ребятами, крутились и
очутились в одной палатке. И нам один из
геологов стал так интересно рассказывать о
фотографии, достал несколько фотоаппаратов… Я
слушал, слушал, и у меня душа загорелась.
Первый раз мой снимок появился в газете, когда я
учился в девятом классе. Маленький снимочек –
мальчик играет на скрипке. Ой, радости было!
Правда, потом меня вызвали в редакцию и долго
ругали – оказывается, я снял двоечника. Но
попросили еще приносить снимки. Я за-
бросил уроки, все подряд снимал. Директор
интерната Евдокия Дмитриевна, царство ей
небесное, выделила мне отдельную комнату для
лаборатории. Переживала она как-то за меня. В
десятом классе я влюбился в девчонку, и эта
любовь из-за вмешательства взрослых получилась
такой громкой – как в кино “А если это любовь…”
Евдокии Дмитриевне пришлось эту историю
расхлебывать, беседы со мной вести. А еще я ходил
в фотокружок Дома пионеров. Там я попал в добрые
руки Юрия Сергеевича Нижегородцева. Мы до сих пор
с ним дружим…
– С этого и начался фотограф Павел Кривцов?
– Пожалуй, начало мое в другом. Вот в том, что
было вокруг нас, деревенских мальчишек, – небо,
закаты, восходы, роса… Бегаешь босиком... После
четвертого класса мы ходили в школу в соседнее
село, километров за пять. И если зима, мы по дороге
на льду покатаемся, весной на
льдинах, а летом шли через луг километра два, там
мы играли в партизан, блиндажи рыли, землянки…
– Война будто вчера прошла?
– Да, земля была напичкана железом. В
оврагах – брошенное оружие, техника, иногда
целые склады. Прохоровское поле, где крупнейшее
танковое сражение было, – оно километрах в
двадцати пяти от нашего села. Да и Рождественка
несколько раз переходила из рук в руки. Мать
рассказывала – я-то был совсем маленьким, – как
отсиживалась она со мной на руках в погребе, а
немец открыл крышку и хотел бросить гранату, да
что-то его отвлекло или он сжалился.
После войны пленные немцы строили неподалеку от
нас дорогу Москва – Симферополь, ходили по селам,
побирались. Один зашел к нам на двор, а я,
семилетний, спрашиваю его: “Зачем ты убил моего
отца?” А он: “Нет, это не я, это кто-то другой…
Гитлер – это плохо…”
Рождественка сильно пострадала от войны, но
сельчане довольно по-доброму относились к
пленным. Немцы были очень жалкие. И никто не
отказывал им в куске хлеба, выносили и молоко, и
яйца, у кого что было…
– Вы понимали тогда свою обделенность,
сиротство?
– Это как-то постепенно прорастало. В
каких-то ситуациях, когда некому было защитить,
не с кем посоветоваться по-мужски… А в самом-то
детстве я сиротства не чувствовал. И до сих пор
детство – неизменная подмога мне. Оно до
последнего вздоха со мной. Никакие книжки по
эстетике, искусству, фото-
графии не заменили мне того, что я понял и
перечувствовал в самые ранние годы.
Прикосновение к коре дерева, вкус земляники,
родниковой воды, хрустящего первого огурца… Это
все очень важно. А для чего важно – трудно
сказать…
– Для сердца, наверное. “Будьте как дети…”
– Душа у художника должна быть детской, вы
правы. Иначе он ничего не увидит. Взрослые ведь
ничего толком не видят. Такая в нас затертость
восприятия, живем с пеленой на глазах. Редко
удается стряхнуть с себя все это ветхое... Идешь
вот с поезда домой, в деревню, через поля, и вдруг
нахлынет острое ощущение неба, земли… И радость,
радость открытия! Шел, ничего не видел и вдруг
прозрел!
А в детстве каждый миг так переживается. Помню,
как-то я стал разглядывать глаз коровы, и ое-ей –
какое это зрелище! Там я увидел отражение
облаков, синеву и бездонность небесную.
Или как-то зимой топить было нечем, и мы с мамой
пошли бить камыш. Осенью вода разлилась по лугу и
замерзла, можно легко подбивать камыш лопатой
или граблями. И вот набили мы камыша, связали в
снопы, уложили на санки. “Ну давай, сынок, перед
дорогой немного отдохнем…” Мама присела, а я
прилег, откинулся на снопы, и вдруг на меня
нахлынула такая тишина, покой… И я услышал
музыку, такую тонкую! Это шелестели метелки
камыша под ветерком, будто переговаривались
между собой. Это было открытие…
– Поразительно, но у меня была похожая
история. Однажды мы с дедушкой бродили по лесу
под Звенигородом, вышли на поляну, откуда,
очевидно, незадолго до нас ушли косцы. Скошенная,
но не собранная еще трава лежала дорожками.
Дедушка на пенек присел, а я на траву прилег.
Вечер ясный, июльский, и я слышу вдруг тихое
потрескивание, будто костерок горит. А это
опадала свежескошенная трава под вечерним
солнцем…
– Да-да, это мне знакомо – трава оседает и
потрескивает.
– Не могу забыть этого вечера...
– Как такое забыть! Это же было открытие
внутреннего зрения. Вот еще мне вспомнилось…
Сельское стадо мы с мальчишками по очереди пасли.
Однажды я гнал домой коров, мать вышла встречать,
и я вдруг заметил, что корова наша Зорька похожа
на мою маму. И тут же увидел, как они вместе похожи
на наш дом. И мама, и корова, и наша хата, глиной
обмазанная и соломой крытая, с двумя окошками на
улицу – они определенно имели общие черты. Жизнь,
видно, их так притерла друг к другу. Это был
ошеломляющий вывод. Я снова прикоснулся к тайне,
чуть приоткрывшейся мне, – как в тот день, когда
услышал музыку камыша… Все это подспудно живет в
душе, и я всегда чувствую, что мое искусство
должно быть, как тот камыш, – некричащим,
неброским.
– Поэтому вы остаетесь верны черно-белой
фотографии?
– Понимаете, цвет не способен выразить
психологию, он передает внешнее. Кроме того, цвет
в цветной фотографии – другой, чем в природе, он
искусственно усилен. А черно-белая фотография
аскетична, и ей дано со временем из документа
перерасти в воспоминание, потом в образ и даже
символ. В ней есть правда и память…
– Помню, мне было лет двенадцать, мы с
дедушкой печатали на кухне фотографии. Моей
обязанностью было время от времени покачивать
кювету с фиксажем, а потом переносить снимки в
раковину под струю студеной воды. Старый красный
фонарь, его таинственный густой свет, шелестение
бумаги, осторожное передвижение пленки в
увеличителе, наши тихие разговоры… Когда я
начинал клевать носом, дедушка отсылал меня
спать, а утром я просыпался и слышал, как дедушка
валиком накатывает снимки на зеркальные
пластины… А потом в мои руки ложились фотографии
– теплые, только из печки-глянцевателя! С чем
сравнить эту радость – не знаю… Но жизнь
повернулась так, что наши домашние альбомы
теперь состоят из цветных снимков. Приятно,
конечно, хмурым вечером взять такой альбом на
колени и посмотреть на яркие краски лета… Только
вот думаешь иногда: а что будет с этими красками
лет так через двадцать?
– Они выцветут, поблекнут...
– Но почему же в наших старых альбомах
многие черно-белые снимки выглядят как
отпечатанные вчера?
– Там живые руки все делали не спеша
проявляли, добросовестно фиксировали, заботливо
промывали…
– Получается, что сегодня мы радуемся,
снимая на цвет, а пройдут годы, и все безвозвратно
потускнеет?..
– Увы...
– А обратный путь к черно-белой фотографии,
похоже, отрезан. Пленка черно-белая стала
диковинкой, да и кто ее проявит? Былого терпения
на возню с химикатами у нас нет. Мы уже привыкли
получать все готовенькое. И что же делать, Павел
Павлович?
– Не знаю… Но я верю, что возможно отрезвление и
возврат к черно-белой фотографии. Далеко не все,
но кто-то вернется. Иногда показываешь
черно-белое фото, и люди говорят: “Как красиво…”
– и начинают вспоминать что-то родное, далекое…
– Только сейчас начинаешь понимать, что мы
потеряли, погнавшись за роскошью цвета и
машинной печатью: и сокровенность ночных бдений,
и счастье первоот-
крывателя, и еще что-то необъяснимое…
– Теперь цвет манит отовсюду – с экрана,
рекламных щитов, с обложек журналов. Поток цвета
и глянца давит на нас, и трудно не увлечься. Но
сколько за этими соблазнами опасностей!.. Скажу
лишь об одной, очевидной для меня как фотографа.
Глаза быстро привыкают к чрезмерной цветовой
яркости, и человек теряет интерес к реальности.
Все начинает казаться скучным, пресным.
Сдержанные полутона нашей природы перестают
волновать и радовать. И, насмотревшись на
фотомоделей в журналах, уже нелегко увидеть
тихую милую красоту в усталом лице жены. Ведь на
обложках все эти красотки выглажены на
компьютере, их лица – без родинок, без морщинок…
– А наши девочки, глядя на этот блеск и
глянец, кажутся себе дурнушками…
– Да, в блестящей обложке пришла к нам беда. И
некому защитить детей. Ребенок – это же росток,
его надо укрывать, холить, беречь как зеницу ока.
А у нас в эти ростки летят кирпичи и палки, мусор
всякий.
– Но почему же так быстро псевдокультура
увлекла за собой столь многих? Отчего мы
оказались столь податливы?
– Наш человек очень открыт ко всему миру, ему
хочется все попробовать, испытать, проверить…
Устремленность наших предков к небу, к Богу
выработала в наших людях широкий характер,
доверчивый. А там, где есть устремленность в
высоту, подстерегают и падения. Одно поколение
устояло, другое пало…
– Как получилось, что вы одним из первых
российских фотографов стали снимать в церковных
обителях? Для таких съемок, очевидно, мало
простой деликатности. Надо пройти какой-то путь…
– В 1990 году мне, как фотокорреспонденту,
посчастливилось стать очевидцем интронизации
Патриарха Алексия II. Она проходила в
Богоявленском соборе. Я попал в толпу верующих, и
приходилось снимать, встав на цыпочки. Порой
казалось, что меня задавят. Я выбрался из храма на
двор мокрый и совершенно обессиленный.
Очухиваюсь понемногу, поднимаю голову – передо
мной, облокотившись на посох, стоит и смотрит на
меня удивительный старец. Лицо – чудо какое-то...
Я, не раздумывая, схватился за камеру и
сфотографировал. Старец, не меняя положения,
спрашивает: “А что – и фотография будет?” Я
киваю: “Будет, владыка…” – и еще раз щелкаю. “А
вы откуда?” – он спрашивает. “Из “Огонька” –
“О, это интересно!” Он расспрашивает, а я робею,
смущаюсь. У меня же не было опыта общения с такими
людьми. Он говорит: “Слушай, поедем ко мне в
гости”. Я стал отнекиваться, но владыка был такой
внимательный, он сразу окутал меня любовью.
“Приезжай, – говорит, – Павлушенька, приезжай.
Приедешь – найдешь меня в храме…” Вскоре я
приехал в Брест, прожил рядом с батюшкой десять
дней, и столько мне открылось! Я вернулся в Москву
другим человеком.
– Листая ваш альбом, невольно вспоминаешь
исконно русское название фотографии –
светопись.
– И “фотография”, и “светопись” – очень
древние понятия с глубокими духовными корнями. В
“Добротолюбии” есть ссылка на беседы старца
Фелофея Синайского, который говорил ученикам:
“Будем всяким хранением блюсти сердце свое от
помыслов, туманящих душевное зеркало, в коем
надлежит печатлеться и светописаться одному
Иисусу Христу”. Причем переводчик этого текста
святитель Феофан Затворник обратил внимание, что
в греческом подлиннике стоит именно слово
“фотографироваться”. И когда это было сказано
Фелофеем Синайским – в начале IХ века!
– На ваших снимках любовью светятся лица и
иеромонаха Серафима, и шахтера из Губкина, и
старого барабанщика из Борисовки, и учителя
истории из Обояни Дмитрия Никитовича Пронина…
– В курском городке Обояни мы были тогда
с коллегой по другому поводу – готовили материал
о следопытах, а Дмитрия Никитовича к нам
приставили как краеведа. Я когда увидел его, у
меня сразу загорелась душа. Я спросил: “Можно я
еще к вам приеду?” И приехал потом специально,
чтобы сделать фотоочерк. С детства больной
полиомиелитом, Дмитрий Никитович всю свою немощь
абсолютно перекрывал духовной красотой, любовью
к детям.
– У вас есть серия снимков, где, кажется, и
воздух светится счастьем. Это про солдата,
вернувшегося из Афганистана.
– С сержантом Сашей Щербаковым мы
познакомились в Ташкенте и ехали с ним до самого
села его родного – Чернушки, есть такое в
Волгоградской области. Машину остановили на краю
села, я говорю: “Пошли дальше пешком…” И вот
идем, а со двора вылетают все – сначала жена,
потом мать, потом дети, отец, который был на
огороде и выбежал оттуда, держа две свеклы за
хвостики.
– Помнится, когда эти снимки вышли в газете,
моя бабушка плакала над ними. Плакала от счастья
за далеких ей, незнакомых людей, вдруг ставших
родными.
– А мне-то они какие родные!..
– Трудно, наверное, уезжать от таких людей,
расставаться?
– Конечно… Я же пропускаю через сердце их
судьбы, забываю на какое-то время о себе. Это
очень важно – забыть о себе. Только тогда
делаешься открытым к жизни. Когда я снимаю, то не
думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в
событии – в счастье, любви или горе. Почему-то
считается, что фото – это техническая вещь. А это
подарок от Господа – возможность запечатлеть
светом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|