ПАСХА ГОСПОДНЯ
Протопресвитер
Александр ШМЕМАН
На всех льется эта радость
Христос воскресе! Еще раз суждено нам
было дожить до этого праздника праздников и
торжества торжеств. Еще раз предлагается нам
принять в себя радость, равной которой нет на
земле, свет, с которым ничто не может сравняться,
почувствовать, увидеть, осознать то, чего, по
слову апостола, “не видел глаз, не слышало ухо,
что не приходило на сердце человеку, но что Бог
приготовил любящим Его”.
Христос воскресе! Как давно пытается мир сей
развенчать эту потрясающую весть, лишить смысла
это приветствие, это радостное восклицание. Нам
не только пытаются доказать то, что не воскрес
Христос, но и то, что Его самого никогда не было,
что все это выдумка, обман, подделка. А между тем
апостол говорит: “Если Христос не воскрес, вера
ваша тщетна”. Лишите христианство этой
пасхальной радости, отнимите у него Пасху — и что
останется? Действительно, так мало... Останется
смутное воспоминание о странном учителе, Его
слова о любви и смирении, останется печальная
история еще одной трагической неудачи. Останется
циническая мысль: что может эта проповедь любви и
братства в мире, в котором все равно всегда
торжествуют пилаты и иуды, фарисеи и начальники,
в котором все равно все и всегда построено только
на силе, только на страхе, только на принуждении?
И, собственно говоря, именно это и хотят доказать
с незапамятных времен все враги Христа и
христианства.
Уж тогда у креста, на котором мучился Он, стояли
они, эти враги, и с усмешкой говорили: “Ты
говорил, что Ты Сын Божий, так вот сойди со креста,
и мы поверим Тебе. Уповал на Бога — так пусть Он
поможет Тебе!” И Христос не сошел со креста, и
Бог, по-видимому, не ответил на Его вопль: “Боже
мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?” И если
этим воплем, этим страданием, этой смертью
кончается христианство, то оно действительно
конец всех надежд и всех иллюзий. Зло
торжествует, окончательно и безоговорочно.
Перед ним сдается все: и слабые попытки Пилата
соблюсти справедливость и любовь учеников,
которые, бросив Его, бежали, и жалость, и мужество.
И остается тогда только принять печальную
логику, давно уже нашедшую свое выражение в так
называемой народной мудрости: с волками жить —
по-волчьи выть, сила солому ломит, своя рубашка
ближе к телу... Воцаряется в мире тогда такая
беспросветная мгла, что уже ничего не хочется,
как только как-то прожить эту короткую жизнь,
пытаясь как можно чаще забываться, уходить от
нее. Остается поверить отчаянию блоковского
стиха:
Будьте ж довольны жизнью своей,
Тише воды, ниже травы!
О, если б знали, дети, вы,
Холод и мрак
грядущих дней!
Но вот приходит пасхальная ночь. Ночь,
когда нет обманчивого света, когда все погружено
в темноту, все, казалось бы, соответствует тому
мраку, что царит на земле. И, как это повторяется
каждый год на протяжении тысячелетий, собираемся
мы в храм. И в нем тоже темно. И посередине — все
тот же гроб с мертвым страдальцем. И тихо
раздаются все те же печальные погребальные
песни. Нам никто ничего не говорит и не объясняет:
нет пропаганды, нет громких слов, нет утешений. Но
мы не ждем человеческих слов и доказательств, они
все равно никогда и ничего не доказали. И вот мы
выходим из храма со свечами в руках. Какой слабый,
какой прерывистый этот свет! И как мало его в этом
во тьму погруженном мире!
Мы обошли храм и мы подошли к закрытым дверям. Вот
так же когда-то очень давно женщины пришли ко
гробу и спрашивали себя: “Кто отвалит камень от
двери гроба?”, ибо камень этот был весьма
большим.
И над нами сегодня все тот же камень — камень
неверия, камень мира, ни во что не верящего,
живущего только изо дня в день, мира, в котором
торжествуют только сила и страх.
Привален камень, закрыта дверь, и пытается ветер
погасить слабое пламя свечей... Что можем мы
против этой всемирной черноты, всемирной
пустоты, мы, маленькая кучка людей, никем не
признанных, над верой которых смеется и
издевается мир?
Кто пережил эту минуту молчания, сомнения и
маловерия тут, у этой закрытой двери, перед этим
вечным камнем, тот знает, о чем я говорю. И вот
старческий голос произносит только два слова,
все те же два слова: “Христос воскресе!”
Два слова! Ни объяснений, ни доказательств. Этот
голос только сообщает и возвещает: “Христос
воскресе!” И чудо совершается, то же чудо, всегда
то же. Несется в ответ радостный возглас:
“Воистину воскресе!” И принимает душа,
принимает сердце, принимает эти два слова что-то
самое глубокое и подлинное в нас. Отступают и эта
ночь и это молчание, и открывается дверь, и
вступаем мы в ликование Пасхи, и узнаем знанием
несомненным и неопровержимым, что еще раз на
наших глазах совершилась победа. Победа над злом,
победа над тьмой, победа над ненавистью, победа
над страхом, победа над смертью. “Где твое,
смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе
Христос, и жизнь жительствует...”
Обман, самообман, выдумка, легенда, психоз? Но
неужели обман и психоз могут продолжаться две
тысячи лет? Неужели так ничтожен и слаб человек,
что те же два слова могут снова и снова
торжествовать в нем над всей этой лавиной
объяснений и обличений, что направлена на него и
льется на него столетия?
Два слова, против которых нужно мобилизовать все
возможности, чтобы разрушить их... Нет, нам нечего
противопоставить всей этой злобе, кроме вот этой
пасхальной радости. Мы ничего не можем ни
доказать, ни объяснить – не можем и не хотим. Но
если есть на земле доказательство, то вот оно —
пасхальная ночь, пасхальная радость, пасхальный
свет.
“Христос воскресе из мертвых, // Смертию смерть
поправ // И сущим во гробех живот даровав!”
“Не бойся, малое стадо! Христос воскресе!”
“Не бойся, малое стадо!” Ибо поем мы в церкви
сегодня: «Воскресения день, просветимся, люди, и
друг друга обымем и рцем: „Братья!”».
Не бойся, малое стадо! Ибо возвещается сегодня
победа всем слабым, всем маловерным, всем тем, кто
постился и не постился, кто ждал и не ждал, кто
желал этой победы и кто не чаял ее. Всем открыта
дверь, на всех льется этот свет и эта радость:
Христос воскресе!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|