ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Отсчет уроков: реформы, победы,
поражения
Или с чем сражаются педагоги всех
стран?
Идея школьной реформы, словно призрак
коммунизма, бродит по всему миру. В разных
странах педагоги, политики, социологи
задумываются о необходимости модернизации
системы образования, ищут точку опоры, чтобы
перевернуть сегодняшнюю школу, превратить ее в
школу будущего, способную подготовить детей к
жизни в стремительно меняющемся мире. Только что
считать той самой волшебной точкой опоры?
Сколько стран, столько и мнений. И пусть иногда
чужие проблемы кажутся нам пустяковыми по
сравнению с бедами родной школы. Зато мы можем
понять, какое место занимаем в международной
системе, какое отношение к нам имеют мировые
тенденции развития образования.
ИНДИЯ
Девочки должны учиться
Серьезной проблемой, до сих пор
нерешенной, несмотря на многолетние усилия,
остается недоступность образования для девочек.
“Вкладывать средства в женское образование для
нас чрезвычайно важно, – говорят в правительстве
Индии. – Образование создает квалифицированные
кадры для производства. Если женщина может
получить хорошо оплачиваемую работу, уровень
жизни семьи резко повышается. Кроме того, у
образованных матерей – именно они, как правило,
занимаются воспитанием детей, мальчиков в том
числе – дети растут более здоровыми, лучше
учатся в школе”.
К сожалению, чаще всего девочки не посещают школу
по экономическим причинам. Они зарабатывают
деньги для семьи или сидят с младшими
сестрами-братьями, которых не на что отправить в
детский сад. 18% индийских детей в возрасте от 5 до
14 лет лишены, таким образом, всяких перспектив на
будущее. И 60% из них – девочки.
Несмотря на то что государство формально
обеспечивает бесплатное образование, на самом
деле семье не так просто отправить ребенка в
школу. Речь не только об одежде и транспортных
расходах. Приходится покупать учебники, краски,
спортивную форму, сдавать деньги то на одно, то на
другое. В некоторых школах родительские расходы
составляют почти треть суммы, затрачиваемой на
обучение ребенка. Ради сына родители готовы
мучиться, а ради дочки не всегда. Зачем ей
учиться? В соседнем Непале 40% 15-летних девочек
замужем. В Индии малолетних невест поменьше, но
все равно много. А молодой жене некогда и незачем
ходить в школу.
Есть еще причины, мешающие девочкам учиться. В
школе к ним часто относятся как к прислуге. Если
надо вытереть доску, набрать воды, подмести пол –
непременно обратятся к девочке.
В Индии большая часть учителей – мужчины. В
маленьких сельских школах, где педагогов всего 2-3
человека, женщин совсем нет. Девочки-подростки
чувствуют себя в классе неловко.
Государственная программа предусматривает и
финансовую поддержку учениц, и подготовку
педагогов-женщин, и работу с общественным
мнением. За два года Индия надеется достичь
равенства между полами хотя бы в начальной школе.
Проблему среднего образования предполагается
решить к 2015 году. В лучшем случае.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Мальчикам необходима свобода
Во многих цивилизованных странах
ситуация прямо противоположная: в старших
классах девочек гораздо больше, чем юношей,
потому что мальчики хуже учатся, чаще бросают
школу. Это беда Германии, Мексики, Новой Зеландии,
России, Швеции и даже таких мусульманских стран,
как Объединенные Арабские Эмираты и Бангладеш. В
Великобритании проблема приобрела угрожающие
размеры, по мнению экспертов Уильяма Дрэйвса и
Джулии Коутс, выпустивших в начале марта книгу
“Работа, жизнь и образование в XXI веке”,
посвященную проблеме ущемления прав юношей
современной системой образования. Статистика,
собранная авторами, впечатляет. По результатам
экзаменов в начальной школе девочки опережают
мальчиков на 8%. В средней школе разрыв составляет
11%, а к выпускному классу достигает 14%. Особенно
велика разница в области гуманитарных наук.
Причем это касается не только коренных жителей
Англии. Среди национальных меньшинств страны,
сохраняющих традиционно патриархальный уклад,
учебные успехи девочек еще более ощутимы. Так, в
семьях латиноамериканцев, проживающих в
Великобритании, 40% девочек успешно сдают
выпускные тесты, благополучных мальчиков здесь
всего 25%.
Почему мальчики всегда последние, хотя большая
часть сегодняшних успешных предпринимателей,
экономистов, изобретателей, в области новейших
технологий – мужчины?
Авторы книги приходят к выводу, что во всем
виноваты устаревшие взгляды на образование. Те
качества, которые делают мужчин
первооткрывателями, миллионерами: любовь к
эксперименту, риску, неуемная энергия – все это
карается существующей школьной системой,
которой нужны послушные, исполнительные,
трудолюбивые ученики.
Особенно обострилась проблема в последние 30 лет,
в том числе в связи с усилением роли тестирования
в английском образовании. Тест рассчитан скорее
на добросовестного, аккуратного ученика, чем на
талантливого и неординарного. Кроме того, тест,
даже математический, предполагает достаточно
высокий уровень владения языковыми, вербальными
навыками. Юноши в этой области, как известно,
слабее своих сверстниц. Зато их более развитые
технические способности остаются
невостребованными.
Книга призывает немедленно отменить тесты,
создать школы, ориентированные на мальчиков,
иначе педагоги погубят будущее страны, превратив
потенциальных ученых, экономистов в рядовых
клерков.
КОЛУМБИЯ
Донос – дело чести?
Круговой поруке колумбийских
подростков нанесен сокрушительный удар. Теперь в
порядке эксперимента в некоторых школах
разрешено платить денежное вознаграждение
каждому, кто сообщит администрации школы о
каком-либо проступке другого ученика, о краже,
порче имущества, драке.
В иные дни, когда в школе случается что-то
серьезное, перед кабинетом директора
выстраивается целая очередь из добровольных
информаторов. Хотя администрация, как и полиция,
старается сохранить в тайне имена своих агентов.
Эксперимент проходит в самых неблагополучных
школах страны, где уровень преступности опасно
высок. Многие ученики поддержали инициативу
начальства, и не только ради денег, как уверяют
организаторы. Хотя вознаграждение иногда
доходит до 50 долларов, юные осведомители
отказываются от него, подчеркивая свое
бескорыстное служение справедливости и закону.
По идее, если совершено серьезное преступление,
директор должен обратиться в полицию. Но
благодаря своевременно полученной информации
удается решать проблемы своими силами.
Преподаватель криминалистики местного
университета, автор идеи, уверен, что подобные
методы развивают у детей чувство гражданской
ответственности. Мы, правда, сомневаемся.
КАНАДА
Прививать молодым людям культуру
бизнеса
С февраля этого года, как только
канадский ребенок начнет ходить в школу, он
приобщится к основам предпринимательства.
Правительство собирается в течение трех лет
потратить более 21 миллиона долларов, чтобы
привить молодежи, от первоклашек до выпускников,
ценности, свойственные деловым людям.
Министерство образования разработало
специальные программы и методики, включило
освоение соответствующих “компетенций” в курсы
различных предметов. Учителя пройдут
необходимую переподготовку. Предусмотрена
особая программа для родителей стоимостью 132
тысячи долларов. Семья тоже должна поверить в
ценности предпринимательства.
Однако не только на школу будет возложена вся
тяжесть реализации новой концепции воспитания
молодежи. В стране создается сеть учебных
предприятий, центров предпринимательства.
Государство надеется заинтересовать солидных
бизнесменов особой программой “индивидуального
наставничества”. Тогда каждому способному
молодому человеку в начале карьеры поможет
опытный советник и покровитель.
По материалам Юнеско
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|