УЧЕБНИКИ N73
Первый шаг
В.И.Сивоглазов, С.В.Суматохин.
Естествознание.
5 класс. Учебник.
М.: Дрофа, 2003
Существует древняя китайская мудрость,
как нельзя более применимая к образованию: “Путь
в тысячу ли начинается с первого шага”. И если он
– этот шаг – сделан не лучшим образом, охота
продолжать путешествие может отпасть раз и
навсегда. К сожалению, при всех (несомненных!)
достоинствах отечественной системы
естественно-научного образования ей была
свойственна изрядная оторванность от реального
жизненного опыта ребенка. Природу полагалось
изучать по плану: растения – в пятом классе,
динозавров – в десятом, соль – в восьмом, а жиры и
углеводы – в девятом. Возможно, за давностью лет
я что-то путаю в классах, но это не так важно.
Все знают, что маленькие дети – ненасытные
“почемучки”. Но известно также, что уже в
средней школе (не говоря уж о старшей) на вопрос
учителя: “Ну, какие будут вопросы?” – класс
отвечает, как правило, сдержанным и угрюмым
молчанием. Отчего всего за несколько лет
происходит такая глубокая и, не побоюсь этого
слова, трагическая метаморфоза?.. Причин здесь
множество, в том числе и психологических:
маленький ребенок в отличие от подростка не
боится показаться глупым, ему еще никто не
объяснил, что “не надо высовываться”. Но есть и
иная, чисто методологическая причина: школьная
программа зачастую игнорирует естественное
стремление юного существа, познающего мир,
узнать пусть немного, но обо всем сразу. “Хочу
все знать!” Это желание не прихоть. Сложность
мира настигает нас не по школьному расписанию.
Мама с подружкой болтает о новой диете, основа
которой – правильное сочетание белков и
углеводов, папа спорит с друзьями о том, нужны ли
атомные электростанции. Сахарный песок
растворяется в чае, а обычный нет – в чем тут
секрет? Говорят, где-то на небе водится Большая
Медведица, но сколько ты ни задираешь голову,
разглядеть ее не удается. В школе тебе обещают,
что когда-нибудь ты узнаешь и об этом тоже, а пока
учи что положено. А положено – ботанику (только
про растения!) и физическую географию. Надо ли
говорить, что когда дело доходит до белков,
углеводов и атомных реакторов, интерес к ним уже
пропал. Еще бы! А вы согласились бы ждать ответа
на интересующий вопрос годами? Лично я убеждена,
что мне едва ли удалось бы сохранить интерес к
мирозданию, изучай я его строго по учебному
плану. К счастью, у меня был (и есть) папа, готовый
ответить на самый “внеплановый” вопрос. Но не
всем, к сожалению, так везет с родителями.
Особенно в наше время, когда многие из них
разрываются между тремя работами, чтобы
прокормить семью.
Такому “дифференцированному” подходу
противостоит другой, если можно так выразиться,
– “разумно интегрированный” подход, при
котором, прежде чем перейти к углубленному
раздельному изучению предметов, детям
преподается обобщенный курс “Естествознание”,
рисующий поверхностную (да!), но целостную
картину мира, в которой находят свое место и
животные, и растения, и горы, и воды, и звезды над
головой, и нравственный закон внутри нас…
Написание такого широкого пособия – нелегкий
труд в эпоху узких специалистов, но
В.И.Сивоглазову и С.В.Суматохину он удался вполне.
В книге соблюдена должная пропорция между
отдельными составляющими (биологическая,
географическая, физическая, химическая), и кроме
того, она иллюстрирована не просто
высокопрофессионально, но талантливо и с любовью
к природе.
Учебное пособие “Естествознание” состоит из
девяти частей, каждая из которых посвящена
какому-то классу природных объектов и явлений, а
также методам их изучения. Вот названия этих
частей в том порядке, в котором они изложены в
книге: “Предмет изучения естествознания”,
“Познание природы человеком” (короткое, но
очень удачное введение в суть научного метода),
“Тела в природе. Небесные тела” (начала
астрономии), “Природное тело – Земля”
(география и геология), “Тела живой природы.
Организмы” (обзор многообразия живой природы от
бактерий и вирусов до растений и животных),
“Вещества” (введение в химию), “Строение
веществ”, “Клетка”, “Единство и взаимосвязь
окружающего мира”.
Удачным авторским приемом следует признать
сочетания в одном пособии черт традиционного
учебника, тетради для лабораторных работ и
хрестоматии (в каждом разделе имеется не-
сколько набранных более мелким шрифтом текстов
для самостоятельного изучения: как правило, это
рассказы о необычных природных явлениях и
истории различных открытий). Лабораторные,
экспериментальные работы, предлагаемые
учебником, не требуют каких-то специальных
приборов (за исключением разве что микроскопа и
обычного химического оборудования – колбы,
горелки). Многие из них являются классическими
для школьного естественно-научного курса:
изучение клеточного строения кожицы лука
(биология), разделение смеси веществ на примере
смеси порошка серы и железных опилок (химия),
фазовые переходы веществ из одного состояния в
другое на примере воды (физика, химия). Перенос
данных работ в пятый класс представляется мне
вполне оправданным. Во-первых, чем раньше ребенок
начнет работать руками, тем легче ему будут
даваться более сложные лабораторные работы в
старших классах. Во-вторых, познавательная
ценность этих простых экспериментов гораздо
выше для ребенка десяти лет, чем для школьников
старшего возраста. И наконец, в-третьих, чем
раньше ученик станет воспринимать эксперимент
как естественный метод естествознания, тем легче
и увлекательнее будет ему потом пробираться
сквозь теоретические тернии “настоящей” физики
и химии, достойное лабораторное сопровождение
которых едва ли возможно в средней школе.
Отдельной благодарности заслуживает то, что для
любознательных школьников авторы не поленились
приложить к каждому разделу список
рекомендуемой литературы для самостоятельного
чтения. Язык учебника, не страдающий ни
заумностью, ни сентиментальным сюсюканьем, также
оставляет самое приятное впечатление. Рисунки и
фотографии не только прекрасно исполнены
полиграфически, но и по-настоящему
познавательны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|