УЧЕБНИКИ N73
Надежда КАМЕНЕЦКАЯ,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник НИИ ОСО РАО,
главный редактор журнала “Иностранные языки в
школе”
Мировые тенденции – наглядно
В Головном информационном центре
учебного книгоиздания (Москва, ул. Часовая, 21б)
второй месяц действует выставка лучших образцов
зарубежной учебной литературы, с которой теперь
смогут ознакомиться учителя, методисты, авторы
учебников, издатели. “Учебники” продолжают
публикацию аннотаций на выставочные образцы
учебной литературы (аннотации на немецкоязычные
издания смотрите, пожалуйста, ниже)
Коллекция включает лучшие учебные материалы
Великобритании, Германии, Франции, Люксембурга,
Польши, Чехии. По мнению директора Головного
информационного центра Александра Медведева,
репрезентативность собрания учебников
позволяет судить о мировых тенденциях в области
конструирования учебной книги.
|
Выставка создавалась в рамках программы
Национального фонда подготовки кадров, и
посетившие выставку эксперт Всемирного банка
Филип Коэн, курирующий образовательные
программы НФПК, а также профессор из
Великобритании Эдриан Буллок высоко оценили
работу своих российских коллег.
|
Редактор журнала “Иностранные языки в школе”
и автор учебника для языковых спецшкол Надежда
Каменецкая отметила, что все издания (вне
зависимости от школьного предмета) отличают
блестящее оформление и выраженная ориентация на
самостоятельную деятельность ученика.
|
Аспирант Высшей школы экономики Юрий
Автономов, составивший аннотации на
англоязычную часть коллекции, отметил высокое
качество оксфордских школьных изданий по
естественно-научным дисциплинам. Особенно
интересно, что все издания по физике снабжены
математическим аппаратом, а изучение химии
неразрывно связано с компьютерным
моделированием.
|
Аннотации на немецкоязычные
издания коллекции лучших образцов учебной
литературы Головного информационного центра
В список представленной для
аннотирования литературы включены
учебно-методические пособия по следующим
образовательным областям: математика,
естествознание, обществоведение, история,
география, физика, химия, в том числе по
нетрадиционным учебным предметам (экономика,
правоведение, социология, информатика, трудовая
деятельность).
Проделанный анализ позволяет проследить
тенденции, наметившиеся в создании учебной
литературы Германии:
– Большинство учебников написано единым
авторским коллективом с общим методическим
сопровождением.
– Все представленные пособия хорошо
иллюстрированы, имеют большой справочный
материал.
– К созданию учебников привлечены не только
учителя-практики, но и известные ученые.
– Многие учебники имеют дополнительно
компакт-диск, что дает возможность вносить
изменения в учебные материалы. При определенной
доработке может идти речь об электронном
учебнике.
– Все пособия созданы с учетом адресата
(возрастных особенностей, профиля обучения).
– В учебниках имеет место открытая гибкая
методическая концепция, учитывающая условия
обучения.
– Учебники ориентированы на личность ученика,
учитывают его интересы, склонности, способности.
– Представленные учебники построены с учетом
деятельностного проблемного характера обучения,
имеют выход в другие виды деятельности: игровую,
трудовую, эстетическую. При этом имеет место
сочетание различных форм работы: индивидуальной,
групповой, парной, фронтальной.
– Построение учебников направлено на повышение
результативности обучения, создание мотивов
учения через всю организацию педагогического
процесса.
– Создаются условия для самостоятельной работы
учащихся (автономия учащихся).
Комплект по физике – “Физика 12.
Электрические и магнитные поля; Колебания и
волны”; “Световые кванты + Сборник задач
(Решения к учебнику физики 12)” авторов Райнер
Гайч и др. предназначен в качестве основного
курса для баварских школ, издан “Ольденбургским
издательством учебной литературы”.
Учебное издание ориентировано на увеличение
удельного веса самостоятельной работы. При
изложении учебного содержания используется
интегративный (меж-
предметный) подход, что выгодно отличает учебник
от многих других учебников физики. Содержание
учебника способствует формированию
систематических знаний по предмету, а также
предоставляет возможности для общего
интеллектуального развития учащихся.
Представленные в сборнике задач задания имеют
высокую общеобразовательную и предметную
ценность. Теоретический и практический
материалы сбалансированы, взаимосвязь
содержания “задачника” вполне достаточна с
основным его компонентом (учебником).
Комплект “Физика 13” тех же авторов:
“Элементарная квантовая физика”, “Физика
атомной оболочки”, “Физика атомного ядра”.
Общее знакомство с ядерной техникой и физикой
элементарных частиц включает учебник и сборник
задач (решения к учебнику “Физика 13”).
В пособии в достаточно доступной форме выявлены
общие и специфические для данного предмета
научные закономерности и причинно-следственные
связи. Структура изложения логична и
соответствует возрастным особенностям учащихся.
Изложение достаточно сложных тем является для
ученика привлекательным и для самостоятельного
чтения. Сборник задач и упражнений удачно
дополняет учебник и способствует освоению и
закреплению учебного материала. Взаимосвязь
методического аппарата учебника вполне
соответствует его составляющей части – сборнику
упражнений.
Учебники физики немецких авторов Германа
Дегера и др. могут быть причислены к серии
учебников нового поколения. Они построены таким
образом, что позволяют ученику изучать данный
предмет самостоятельно. Изданы для гимназий
Баварии “Ольденбургским издательством учебной
литературы”.
Серия состоит из трех учебников под общим
названием – “Галилей” (8, 9, 10 классы).
Концепция представленных учебников позволяет на
основе простых примеров и с помощью простых
(подручных) средств освоить самостоятельно
основы физики за три года средней школы. Учебный
текст вводит учащихся в определенную тему, далее
предлагаются задачи для повторения и идеи,
которые учащиеся должны развивать сами. Для
заинтересованных учащихся предлагаются
дополнительные тексты. В Книги для учителя
входят решения с сокращенными текстами задач,
образцы для копирования, а также задачи в виде
Winword – документов. При издании учебников учтены
положительные тенденции методистов Германии, а
также зарубежных авторов.
Коллектив авторов: Руперт Эрнхофер,
Карл-Хайнц Лутц, Дитмар Штайнер и Хольгер
Вольфсхёфер создали серию учебников по
физике под общим названием “Ньютон”
для шестиступенчатой “реальной школы” Баварии
(7–10 классы).
В центре внимания учащихся – эксперимент, его
авторы описывают простым и доступным детям
языком. Часть задач мотивирует учащихся к
самостоятельному проведению школьных опытов.
При описании различных физических явлений
авторы опираются на личный опыт учащихся, с
которым они ежедневно встречаются. Это позволяет
им понять окружающий мир и побуждает к
проведению опытов и решению практических задач.
Внешняя структура учебников отражает их
внутреннюю концептуальную структуру
(развернутое оглавление, методический аппарат:
формулировка заданий, комментарий и др.).
Создание мотивов учения пронизывает всю
организацию учебного процесса. Таким образом, мы
имеем несколько учебно-методических комплектов
по одному предмету (физика) для разных типов школ,
различных этапов обучения. Каждая серия
достаточно оригинальна и имеет свои особенности,
отмеченные выше.
Широко представлены также учебно-методические
комплекты по географии. Комплекты созданы в
разных землях Германии – Северный
Рейн-Вестфалия (с 5 по 10 класс) и Бавария (для
гимназий с 5 по 11 класс).
Первая из серий используется уже несколько лет и
хорошо зарекомендовала себя. Авторский
коллектив под руководством Вольфганга
Шмидеккена, Маркуса Хельфа и др. “Баварское
издательство учебной литературы”.
В настоящее время эта серия значительно
переработана и включает следующие компоненты:
учебник 5–6 класса, Книга для учителя (5–6);
учебник 7–8 класса, Книга для учителя (7–8);
учебник 9–10 класса, Книга для учителя (9–10).
Новая серия высокохудожественно издана. Рисунки,
схемы, фотографии и карты напоминают каталоги
лучших дорогих изданий. Современному дизайну
соответствует такое же современное содержание:
доступные возрастным особенностям тексты,
четкие формулировки заданий, мотивирующих к
поиску новой информации.
Имеет место четкая представленность содержания
учебников (развернутое оглавление), методический
аппарат, комментарий и т.д. В учебниках имеется
большое количество заданий, требующих знаний по
другим предметам. Выполнение проектных работ
мотивирует учащихся “добывать” знания из
других областей, что обогащает их опыт и
мотивирует к получению дополнительной
информации.
Положительным моментом является использование
литературных, художественных текстов из
молодежных изданий. Это воспитывает
литературный вкус учащихся и поддерживает
мотивацию при обучении.
Книги для учителя являются как бы справочниками
учителя, содержат дополнительные материалы,
необходимые для подготовки к занятиям, в них же
учитель может найти многочисленные тематические
ссылки. Серия заслуживает высокой экспертной
оценки.
Вторая из представленных серий – учебно-методические
комплекты учебников географии для гимназий
Баварии с пятого по одиннадцатый класс, к
каждому из которых прилагается Книга для
учителя. Автор Амброс Бруккер и др.
“Ольденбургское издательство учебной
литературы”.
Особенностью данной серии является объединение
в одной серии учебников тематической и
региональной географии.
Общегеографические темы, как правило,
рассматриваются на региональных примерах, что,
безусловно, вызывает особый интерес учащихся.
Учебники отличаются современным дизайном, в них
отражены знания, относящиеся к образовательным
областям, не имеющим прямого отношения к
географии, – экологии, этике, праву и т.д.
Дополнительный материал имеет высокую
общеобразовательную и предметную ценность.
Взаимосвязи основного и дополнительного
материалов довольно органичны. Взаимосвязь
содержания учебников и пособий для учителя
достаточна и логична. Книги для учителя имеют
большое количество справочного материала, а
также материала, который учитель может
использовать для контроля на уроке. Оба
комплекта заслуживают высокой оценки.
Предметная область “Биология”
представлена также двумя сериями.
Первая из них – прекрасно изданный комплект
учебников для основного и усиленного курса
биологии 1-й (12 класс) и
2-й (13 класс) гимназий Баварии. В комплект входят
задания (решения и ответы к обоим учебникам).
Авторы комплектов – Райнхард Бохтер,
Герберт Хофманн, Клаус Хупфер. Изданы в
Ольденбургском издательстве учебной литературы.
Положительным является уровневый характер
представленного материала (дифференцированный
разноуровневый) подход. Основная часть
ориентирована на основной курс биологии.
Дополнительный материал помещен в усиленном
курсе и отделен цветной полосой на полях
учебника. Учебники имеют ясное структурное
членение.
Внешняя структура учебников отражает их
внутреннюю структуру. Имеет место четкое
выделение структурной единицы внутри параграфов
(главы): тема, текст, блоки, конкретный урок, шаг в
сюжетной линии. Дополнительные тексты создают
мотивацию к чтению и самостоятельной работе.
Соблюдены дидактические (включая мотивационную)
функции зрительного ряда (рисунки, фото, схемы,
символы).
Вторая серия издана по сравнению с вышеназванной
довольно скромно, однако в содержательном плане
соответствует возрастным особенностям
обучаемых. Это изданные для старшеклассников
Германии Ольденбургским издательством учебник и
Книга для учителя по биологии под названием
“Биология – эволюция” авторов Н.Майер
и К.Даимер.
Опираясь на исследования ведущих
ученых-биологов, авторы знакомят подростков с
эволюцией в развитии не только человека, но и
животных, а также растений. Книга для учителя
содержит много дополнительных текстов, а также
заданий по написанию эссе, рефератов, проведению
эксперимента. Эти виды упражнений соответствуют
подростковому возрасту и являются необходимыми
именно для предметов естественно-научного цикла.
Предмет “Химия” представлен серией
учебников в 2 томах, созданной коллективом
авторов под редакцией Роланда Райхерта.
Создал новый учебник химии для ПТУ (реальных
училищ) Баварии.
Учебник для групп 8/1, 9/1 (часть 1), 9/II, III –
“Неорганическая химия” + Книга для учителя и
учебник 9/1 (часть 2) 10/1, 10/II, III – “Органическая
химия” + Книга для учителя. Издательство
“Ольденбургское издательство учебной
литературы”.
Для каждого класса и группы имеется отдельная
рабочая тетрадь. Авторы отказались от
традиционного разделения предмета “химия” на
неорганическую и органическую, которое
происходит между 8 и 9 классами. Представленные
два тома учебников могут быть использованы и в
том и в другом классе. Учащиеся 9 класса смогут
при желании восполнить пробелы по
неорганической химии, пройденные в 8 классе.
Учебник имеет оригинальное построение: материал
каждого урока расположен на развороте (двойной
странице) и предваряется вводной картинкой –
информацией к размышлению. Все задания,
связанные с картинками, функциональны и
способствуют интеллектуальному развитию
учащихся. Содержание учебников позволяет
формировать внепредметные характеристики
личности – мировоззрение, иерархию ценностей,
способности к социальной адаптации и т.д.
Представленные учебные пособия имеют
действительно оригинальное предметное
содержание, отличающееся от общепринятого.
Комплекты заслуживают высокой оценки.
Предмет “Математика” представлен
учебно-методическими комплектами для 5–6
классов, созданными авторами Бернгхардом
Риком и Клаусом Ульсхёфером (“Баварское
издательство учебной литературы”), которые
опираются на переработанную программу по
математике.
Содержание учебников способствует формированию
систематических знаний по предмету. Задания
направлены на формирование общего
интеллектуального развития учащихся. Учебники
учитывают результаты международного
тестирования. Предмет “математика” представлен
в наглядной и мотивирующей форме. Детям
предлагаются серии упражнений из различных
областей. Учебники имеют многочисленный
дидактический материал: образцы для копирования,
“рабочие листы”.
Следует отметить особое внимание
самостоятельной работе. Образовательная область
“История” представлена также двумя
сериями (учебно-методические комплекты для школ
и для “реальных училищ”). Коллективом авторов
создана под редакцией Иоахима Корнелиссена
и Карла Хайнца Цубера серия учебников
истории в 4 томах (“Ольденбургское учебное
издательство”).
Учебник 1. От доисторических времен до
тройственного разделения Средиземноморья.
Учебник 2. От Франции до Тридцатилетней войны.
Учебник 2 (переработанный). От средневековья до
европеизации мира. Учебник 3. От абсолютизма до
Первой мировой войны. Учебник 4. ХХ век.
В живой и доступной форме, учитывая возрастные
особенности учащихся, учебники знакомят их с
экономическими, социально-историческими,
культурно-историческими и историко-бытовыми
темами. В учебниках имеет место разноуровневое
обучение. Обязательный и дополнительный
материалы даются разными шрифтами. Перед
учащимися открывается много-
гранный обзор истории человечества – с истоков
до наших дней. Учебники имеют деятельностный
проблемный характер обучения, что отражено в
различных видах творческих заданий. Создаются
условия для проектной и самостоятельной работ
учащихся.
Построение учебников позволяет создать у
учащихся представление о самом предмете
“история”. Современный дизайн учебников
заслуживает самой высокой оценки.
Для шестиступенчатых ПТУ (реальных училищ)
Баварии “Издательство учебной литературы
Баварии” выпустило серию учебников истории под
редакцией Ханса Георга Финка, Кристиана
Фритче и др. под общим названием “Знать
и понимать историю”. Серия включает:
учебник для 6 класса + Книга для учителя; учебник
для 7 класса + Книга для учителя; учебник для 8
класса, Книга для учителя; учебник для 9 класса +
Книга для учителя; учебник для 10 класса + Книга
для учителя.
Обращает на себя внимание высокое качество
оформления учебного издания: выделение
обязательного материала, вводные иллюстрации,
предваряющие тему, имеются даже в оглавлении, все
рисунки, схемы, диаграммы отражают содержание
учебного материала. Язык изложения материала
представляется привлекательным для ученика,
хотя иногда довольно лаконичен.
В методическом аппарате учебника заложена
организация учебного процесса. Имеются разделы
повторения, большие иллюстрации на разворотах
учебника “вводят” учащихся в тему и позволяют
создать общую картину данного исторического
события. Широко применяются новые технологии
обучения, проектная работа.
В учебники введен концептуальный раздел “Играем
историю”, который помогает учащимся представить
себя участниками определенных исторических
событий, сделать предмет “история” более
понятным и живым.
Книги для учителя кроме методических
рекомендаций содержат задания для учащихся с
ответами, а также предлагают интересные тексты
(образцы) для копирования, которые учащиеся могут
использовать как на уроке, так и во внеурочное
время. Обе серии заслуживают высокой оценки.
В некоторых типах школ Германии предмет
“правоведение” (или отдельные аспекты права)
входит в учебный план. Для таких школ “Баварским
издательством учебной литературы” созданы
учебник и Книга для учителя “Правоведение”
под одной обложкой автора Вернера Кестнера.
Издание в 312 стр. включает такие области, как:
Систематика Федерального свода законов
(субъекты права и правовые сделки), объекты права,
собственность и ее приобретение (семейное право),
Наследственное право (претензии), Трудовое право
и т.д.
Книгу для учителя можно рассматривать как
приложение, которое включает даты и факты из
истории права, совершеннолетие, экономическую
дееспособность, поведение при ДТП. В этом же
разделе имеется большое количество схем, таблиц,
рабочих заданий и упражнений.
Сфера создания учебников, связанных с вопросами
обучения трудовой деятельности, является
особенно сложной. Это связано прежде всего с
подбором авторов, которые не только должны
сочетать в себе качества педагога и методиста, но
и быть специалистами по преподаваемому предмету.
Удачным примером таких учебно-методических
комплектов являются представленные
“Ольденбургским издательством учебной
литературы” доработанные учебники серии “Трудовая
деятельность – актуальные аспекты”. Все
учебники серии предполагают наличие рабочих
тетрадей (часть учебников и рабочих тетрадей не
представлена).
Все пособия имеют четко дифференцированный
подход как к построению самих учебников, так и к
изложению материала. Так, например, в учебнике “Работа
– хозяйство 1” учащиеся знакомятся с
проблемами, связанными с домашней работой и
работой на производстве, с выбором профессии,
учатся разбираться в особенностях отдельных
профессий. Заслуживают особого внимания учебные
тексты, лишенные назидательности, иногда
шутливые и веселые, написанные в разных формах и
жанрах (диалоги, интервью, рассказы людей
интересных профессий и т.д.). Упражнения (задания),
выделенные в специальные рамки, носят творческий
характер, побуждают к самостоятельной работе.
Каждая глава учебника имеет продуманную
структуру: введение (вводная страница), изложение
(текст) и заключающая страница (выводная), в
которой делаются выводы по практическому
применению изложенного.
Книги для учителя содержат методические
рекомендации для проведения занятий, а также
дидактические материалы: решения (ответы) к
заданиям, которые находятся в рабочих тетрадях
для учащихся, образцы заданий разного уровня
трудности, рекомендации для использования
фактов из других областей знаний и учебных
предметов. Имеются также образцы для
копирования, часть материала носит региональный
характер.
Так называемые рабочие листы позволяют учащимся
самостоятельно осваивать базовые знания. Они
помогают и преподавателям, которые иногда не
являются специалистами по преподаваемому
предмету.
Таким образом, можно считать, что представленные
для аннотирования учебно-методические комплекты
отвечают современным критериям положительной
оценки учебников: соответствуют интересам
обучаемых, содержат достаточный объем материала,
компоненты УМК взаимосвязаны и эффективно
интегрируют, что является необходимой помощью
учителю.
Фото В.СТРОКОВСКОГО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|