УЧЕБНИКИ N73
Елена САПЛИНА,
кандидат педагогических наук,
методист по истории Юго-Западного округа г.
Москвы,
автор учебника по истории древнего мира
Стоит ли переоценивать роль
школьного учебника?
Является ли он сегодня
основным источником знаний школьника? Наверное,
нет. Современное образование осуществляется в
условиях качественно нового этапа
информационной революции. Появление
всевозможных изданий энциклопедического
характера, справочного, научно-популярного,
большое количество телевизионных программ,
компьютерные системы, Интернет – все это привело
к тому, что школьный учебник и урок истории стали
выглядеть ручейком в огромном океане информации.
Одним из следствий информационного взрыва стало
привнесение в школьные курсы истории
значительного количества нового фактического
материала, усложнилась и теоретическая база
школьного курса (цивилизационный подход, теория
модернизаций).
Какую роль учебник играет в воспитании интереса
к предмету? Не исключено, что никакой. 25 лет назад,
когда учебник был черно-белым, с небольшим
количеством картинок, интерес к истории не
угасал. Может быть, все-таки главная фигура на
уроке, и об этом надо вспомнить, – учитель. Его
взгляд на историю, умение интересно рассказать,
доступно объяснить и формируют интерес к
истории. У учеников нет представления о прошлом,
именно учитель создает его своим рассказом.
Рекламируя современные учебники истории, очень
модно стало говорить о том, что в основу
написания учебника положен цивилизационный
подход к истории, именно он позволяет избежать
информационной перегрузки исторических курсов.
Это более чем странное утверждение.
А вообще понимают ли наши дети различия
цивилизационного и формационного подходов в
учебниках, особенно в 5, 6, 7 классах? Неужели кто-то
всерьез думает, что формационный подход в
учебнике Ф.П.Коровкина был способен убить
интерес к истории? Да еще если у тебя такой
преподаватель, как Г.И.Годер. Его рассказы на
уроке производили магическое воздействие на
учеников, любовь и интерес к предмету
сохранялись не только до конца школы, история
становилась профессиональным делом.
Каким должен быть современный учебник истории,
зависит от целей и задач преподавания этого
предмета в школе. Ученики должны не только знать
даты и факты, но и уметь работать с источниками,
анализировать, описывать, объяснять, сравнивать
исторические версии и оценки, аргументировать
свою точку зрения, уметь работать с различной
информацией. Значит, современный учебник надо
рассматривать именно с этих позиций.
В настоящее время хороший учебник – это прежде
всего инструмент организации учебной
деятельности на уроке.
В учебнике важны три составляющие: дидактика,
психология, методика. Это означает, что учебник
должен давать знания (чему-то учить), отвечать
психологическим и возрастным особенностям
учащихся, быть хорошо методически построенным.
Методический аппарат учебника должен быть таким,
чтобы он давал возможность учителю на уроке
организовать разнообразные виды деятельности.
Чем больше видов деятельности на уроке, тем
продуктивнее урок, тем больше отдача. Ученик
может просто пере-
сказывать прочитанный материал, а может быть
активным участником в ролевой игре, в диспуте.
Смена видов деятельности – чтение текста, работа
с документом, работа с иллюстрацией – все это
способно удерживать высокую активность детей на
уроке.
Авторский текст учебника должен легко и
интересно читаться учениками. Отсюда возникает
проблема: кто должен писать учебники?
Современная тенденция, когда учебники создаются
крупными историками-специалистами, привела к
тому, что зачастую учебные тексты малопонятны не
только ученикам, но и учителям. Они не отвечают
психологическим особенностям конкретного
возраста в усвоении исторического материала,
методический аппарат состоит лишь из сложно
сформулированных вопросов к параграфу. Как
правило, и опыт это подтверждает, ни один
современный ученик (без специального указания
учителя) не читает вопросы в конце параграфа. С
другой стороны, хороший учебник учителя и
методисты без привлечения специалистов написать
не могут.
Современные дидактические задачи выводят на
первый план учебного пособия систему вопросов и
заданий. Для того чтобы научиться работать с
исторической информацией, школьник должен уметь
отвечать на вопросы и, что еще более важно, уметь
их задавать. Работа над учебником должна
начинаться не с определения объема фактов и
концептуальных основ текста, а с решения
вопросов о том, чему может научить задуманный
учебник и какими средствами можно достичь
запланированной цели.
Обязательным элементом учебника должен быть
источник. В старых учебниках он, как правило, был
примитивной иллюстрацией к авторскому тексту.
Сегодня источник – это средство обучения работе
с исторической информацией. Однако не следует
забывать, что задача школы заключается вовсе не в
том, чтобы познакомить учеников с кухней
исторической науки. Целостная картина
восприятия исторического материала порой
отходит на задний план. Поэтому в учебнике для
каждого класса должно быть разумное сочетание
текста и исторического документа.
Важнейшим элементом учебника являются
иллюстрации, причем не только классические
музейные экспонаты, но и нарисованные на
определенную тему картинки, карикатуры, плакаты,
современные фотографии.
В современном учебнике обязательно должны быть
такие рубрики, как: “Для любознательных”,
“Интересное задание”, “Трудный вопрос” и
другие. Именно они способны заинтересовать
учеников, вызвать желание узнать больше.
Роль школьника в учебном процессе существенно
изменилась. Он не ограничивается пассивным
восприятием текста с последующим его
воспроизводством и совершением с ним логических
операций. Сегодня перед учеником ставят
исторические проблемы, для решения которых ему
требуются и знакомство с вариантностью
историо-графических оценок, и умение
вырабатывать собственное оценочное отношение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|