РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Двадцать великих открытий в
детской психологии
Уоллес ДИКСОН.
ДВАДЦАТЬ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Санкт-Петербург: «Прайм-ЕВРОЗНАК», Москва:
«ОЛМА-ПРЕСС», 2004
Эта уникальная книга представляет собой
обзор 20 исследований, кардинально изменивших
наши знания о развитии и становлении личности и о
поведении человека. Книга заставляет испытать
волнение первооткрывателя, почувствовать себя
участником революционных событий в детской
психологии, следить за ними под руководством
Пиаже и Выготского, Хомского и Томаса, Анастази и
Гиллигана и других выдающихся психологов,
философов и лингвистов.
В книге обсуждаются самые общие темы в детской
психологии. Это «Природа или воспитание» (что
больше влияет на развитие детей: их собственные
гены или уникальная среда), «Активный ребенок»
(каковы исходные предпосылки для усвоения
знаний), «Точка зрения» (детская психология с
точки зрения психолога, философа, лингвиста,
врача).
Первые главы книги посвящены французскому
психологу Жану Пиаже и российскому психологу
Льву Выготскому. Работы Пиаже, который
опубликовал первую свою научную работу о
воробье, которого он наблюдал, играя в местном
парке, когда ему было только 10 лет, посвящены
развитию детского интеллекта. Его ответы на
вопрос: «С чего начинается интеллект?» –
установили стандарт исследований и позволили
назвать 1960-е и
1970-е годы «золотым веком Пиаже». Лев Семенович
Выготский, ровесник Жана Пиаже, работы которого
только недавно стали известны научному миру,
утверждал, что «любая психология, которая
искусственно удаляет объект своего исследования
из его естественного окружения, обречена на
ошибку».
В главе, посвященной Роберту Фэнцу,
рассказывается, как он изобрел способ общаться с
грудными детьми. Ведь до него еще никому не
удавалось успешно поддерживать полноценный
диалог с новорожденным младенцем. Фэнц не только
разработал методику, позволяющую исследователям
«беседовать» с новорожденными детьми и
«слушать», что они отвечают, но и доказал, что
«необходимо отвергнуть ту точку зрения, согласно
которой новорожденному ребенку приходится с
самого «старта» учиться видеть».
В главах о Джоне Боулби и Мэри Эйнсворт
рассказывается о «Теории привязанности», о трех
стилях привязанности: безопасном (гармоничном),
тревожном (плачущем) и уклончивом (с гневом и
негодованием). По данным этих исследований,
взрослые с определенным типом взаимоотношений,
основанных на привязанности, устанавливают
аналогичные отношения со своими детьми. И это
передается из поколения в поколение –
«отношения, основанные на привязанности,
заразны».
В главе «Тебе это причинит гораздо больше боли,
чем мне» рассказывается о работах Дианы Бомринд,
посвященных влиянию разных стилей родительского
воспитания на поведение детей в подростковом
возрасте и позже. Д.Бомринд выделяет три стиля
родительства: авторитетный, авторитарный и
либеральный. Самый главный вывод, который делает
Д.Бомринд, состоит в том, что лучшие результаты
дает авторитетный стиль воспитания. Родители,
использующие авторитет, точно такие же
требовательные, как и авторитарные родители, но
их дети вырастают более счастливыми, открытыми,
успешными, независимыми и социально
ответственными. Детям либеральных родителей
будет не хватать социальной ответственности и
независимости. Кроме того, они несколько менее
целеустремленные, чем дети родителей,
использующих авторитет.
«Мои родители шлепали меня, и посмотрите, какой я
вырос!» – сказал как-то на лекции Д.Бомринд
молодой человек, на что Д.Бомринд ответила: «Ну и
каким именно вы стали после этого? И каким бы вы
могли вырасти, если бы вас не шлепали вообще?»
В главе «Броненосцы – не единственные
млекопитающие, у которых есть панцирь»
рассказывается об уникальном исследовании жизни
детей от младенчества до зрелого возраста,
которое вот уже 45 лет ведут на острове Кауи
Гавайского архипелага Эмми Вернер и Рут Смит. Эти
исследования настолько исчерпывающие, что
позволили выявить с полной достоверностью те
аспекты жизни этих детей (теперь уже совсем
взрослых людей), которые способствовали развитию
жизнестойкости и эластичности психики у
большинства из них.
Замечательные статьи об исследованиях генезиса
человеческой агрессии и влиянии на ее проявления
телевидения, о проблемах нравственного развития
мальчиков и девочек, о факторах, нарушающих
нормальное развитие детей (небрежность или
жестокость родителей, факторы риска в их жизни), и
многие другие собраны в этой книге. Она – о
захватывающем мире детской психологии, в ней
каждый читатель найдет много интересного,
полезного и поучительного.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|