РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
На горе Арарат
История про букву “Р”
В раннем детстве я картавил. Наверное,
мне это сильно мешало, хотя не помню как. Будто бы
никто не дразнил. Но дефект свой я ощущал, в этом
нет сомнения.
По всей видимости, картавил я не очень сильно и не
очень противно. То, что называется грассировал,
как моя бабушка, которая училась еще в царской
гимназии. “Здррррррравствуй, мой доррррррогой!”
– журчала при встрече со мной бабушка, мягко,
успокаивающе. Совсем не так, как когда картавят
по-настоящему – жестко, ржаво.
Я все-таки, наверное, журчал, как бабушка. Тем не
менее переживал и старался произносить эту
трудную и так часто встречающуюся в словах букву
правильно. Отчетливо помню, как постоянно, почти
круглосуточно, повторял: “На горе Арарат растет
крупный, красный виноград”. Правда, я всегда еще
добавлял от себя: “красивый, огромный,
прекрасный...” Наверное, об армянах, таким
образом, я узнал гораздо раньше, чем об остальных
нациях, и, может быть, в знак благодарности всегда
их любил.
Совершенно непонятно, кстати, почему родители не
отвели меня к логопеду. Не было этого, иначе бы я
обязательно запомнил: доктора в белом халате,
пытающегося помочь мне правильно произносить
слова. Почему-то казалось, что он будет лезть мне
в рот с чем-то вроде палочки для мороженого или
чайной ложки, как это проделывают врачи, когда
хотят заглянуть нам в горло. Слышу в фонограмме
памяти только: “Язычок к нёбу”. Но это не
логопед, а преподаватель английского языка.
Помню смутно, но как будто к нам домой приходил
кто-то, чтобы учить меня английскому языку. К
школе и еще, наверное, спустя несколько лет я
помнил только одно английское слово – apple.
Наверное, именно на это время – 6–7 лет –
приходится самый острый период маминого зуда по
поводу образования своего ребенка. Со мной
занимался не только преподаватель английского.
Меня учили играть на фортепьяно. Не отличаясь
терпением и усидчивостью, я хотел сразу играть
только гаммы, то есть что-то беглое. А меня
заставляли медленно, неуклюже, искривленными
пальцами стучать по клавишам злосчастный
“Петушок”. При этом обязательно бить не тем
пальцем, которым ближе и удобнее, а тем, что
указан в учительской тетрадке с домашним
заданием. Кому и зачем нужны были эти
несуразности и издевательства, не знаю. Но только
так случилось, что долго меня не мучили. И занятия
приблизительно через полгода прекратились.
Может быть, поэтому я люблю и сносно говорю
по-английски и обожаю подбирать что-нибудь
легкое на пианино.
Но вернемся к моей картавости. Был, по всей
видимости, замечательный солнечный майский день.
Я получил итоговый табель об окончании первого
класса. Почти все годовые пятерки и две четверки
– по арифметике и чистописанию. Впереди
каникулы. Настроение – лучше некуда. Я бегу
вприпрыжку, налегке, уже без ранца, с одной лишь
красивой бланк-бумажкой в руке и привычно, как бы
напевая, журчу излюбленное: “На горррре
Арррраррат ррастет кррррупный, кррррасный,
крррррасивый, огррромный, прекррррасный
виногррад”. И вдруг – виноград. Нет, послышалось.
Еще раз: “Виноград”. Р – выговаривается. Стоп.
Может быть, это только слово виноград. Попробую
всю фразу: “На горе Арарат растет крупный
виноград”. Получилось. Господи, как я был
счастлив! И как мне было страшно: вдруг сейчас
забуду, как это делается, как рычится. (Язычок к
нёбу?) Я бежал домой, и все десять минут от
Измайловского бульвара по 5-й Парковой до Верхней
Первомайской я рычал, как ненормальный. Меня уже
не удовлетворял ни Арарат, ни виноград. Я
выкрикивал: рыба, сыр, но больше всего просто
рычал и рычал.
Совершенно почему-то не помню, как прибежал
домой, как рассказывал родителям о чудесном
исцелении, не помню, что они говорили в ответ, не
помню, как я, может быть, не спал в ту ночь, боясь
забыть мое любимое “Р”. На моем рычании где-то в
районе Верхней Первомайской улицы эта история в
моей памяти благополучно заканчивается.
Я больше никогда не картавил (хотя все равно,
когда не слежу за собой, до сих пор вместо
“хороший” и “хорошо” говорю “хаоший” и
“хаошо”). И, собственно, почти никогда и не
вспоминал о том, что когда-то не выговаривал
букву “Р”. Только, помню, очень удивился, когда,
поступив в педагогический институт, узнал, что
есть такой факультет, на котором учат на
логопедов, и называется он почему-то
дефектологический.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|